На днях было объявлено, что сотрудниками ГКНБ в Согдийской области был задержан журналист, корреспондент радио Би-Би-Си Урунбой Усмонов. Он подозревается в связях с активистами «Хизб-ут-Тахрир». Конечно, религиозный радикализм серьезная проблема, которую нужно держать под контролем постоянно и это несомненная прерогатива спецслужб. Но кто будет обращать внимание на другие проблемы, наносящие большой урон стране и народу?
Насколько виновен или нет У. Усмонов, наверное, покажет следствие, хотя надежд на объективное судопроизводство в стране у общественности не осталось, и судьба журналиста вызывает тревогу. Говорят, он вел активный светский образ жизни и отрицает напрочь свою связь с ХТ, что само по себе является не свойственным поведением для истинных членов этого запрещенного движения.
Данный случай вновь напомнил обществу о существовании закрытой и малозаметной, но могущественной структуры – Госбезопасности. ГКНБ – одна из основ стабильности государства, и потому сегодняшняя односторонность работы этого ведомства удручает. Пока ГКНБ выискивают «неправильных» журналистов, как совсем недавно ловили «неправильных» предпринимателей (вспомним случай с Орифом Маруфовым из «Орима»), крупная «рыба» как плавала свободно в недрах госбюджета страны, так и плавает. Пока у нас ловят единичных подозреваемых-исламистов, госбюджет страны недополучает сотни миллионов долларов.
Одна из таких сфер – энергетика, где уже годами царит бардак и неразбериха, и в этой мутной водичке многие выгодно ловят рыбешку. Еще при строительстве Сангтудинской ГЭС, именно сотрудниками ГКНБ был установлен факт многочисленных нарушений, связанных как с финансами, так и нормами расхода цемента. До сих пор непонятно, почему уличенное руководство ряда таджикских подрядных организаций, подменявших высококачественный таджикский цемент на менее качественный узбекского производства не только не были наказаны, но и получили повышение на ведущую стройку страны в Рогун. Увы, сейчас не с кого спросить, так как прежнее руководство госбезопасности в отставке.
В прошлом-позапрошлом году ряд российских компаний и таджикских специалистов-рабочих фактически открыто жаловались через прессу об искусственных задержках зарплаты рабочим, а также невыплат субподрядным организациям, за выполненные работы и услуги со стороны генподрядчика стройки, но никаких мер властями предприняты не были. Сегодня также много судачат в строительной среде о завышении объемов работ на Рогуне, об использовании некачественного цемента, о том, что нет никакой прозрачности в вопросе оперирования средствами реализованных акций… Разве ГКНБ не должно интересоваться этими вопросами не в меньшей степени, чем «Хизб-ут-Тахрир»?
Понятно, что обнародывание таких данных может вредить международному имиджу «народной стройки», но разве умалчивание этого не менее опасно, чем радикализм религиозных течений? Устойчивость, безопасность Рогуна должны быть темой номер один для ГКНБ. Да и предупреждение растрат бюджета тоже важная часть стабильности для нашей бедной страны.
Почему великое государственное строительство, коим является Рогун, где каждый второй совершеннолетний гражданин страны является акционером, обслуживается не через государственный банк, а через частный «Ориенбанк»? Неужели министр безопасности Саймумин Ятимов не в курсе, что нынешний глава ОАО «Рогунская ГЭС» Нурулло Шулашов (заказчик строительства), который контролирует все средства стройки, является лицом аффилированным к главе «Ориенбанка» Хасану Асадуллозода? Он несколько лет, до назначения в Рогун, работал гендиректором «НурекГЭСстрой», входящей в корпорацию Асадуллозода. Генподрядчиком Рогунской ГЭС, на ровном месте получающего 10% всех осваиваемых средств на стройке, является «РогунГЭСстрой» который, в свою очередь, также является частью бизнес-империи, контролируемой главой «Ориенбанка».
Вторая по значимости ключевая структура экономики страны Таджикский алюминиевый завод также находится под контролем лиц, аффилированных к главе «Ориенбанка», много лет проработавших в его команде. «Талко» уже не первый год является объектом пристального внимания международных финансовых институтов, требующих обеспечения прозрачности его деятельности, ежегодных международных аудитов, потому что благодаря толлинговой схеме из страны фактически уводятся 200-300 млн. долларов в год. Это тогда, как правительство фактически с протянутой рукой стоит и просит помощи у мировых банков. «Нищий» миллиардер, выводит деньги в оффшоры и просит подачки как «гадо».
На эти деньги наша страна могла бы построить сотни спортивных площадок, открыть десятки тысяч новых рабочих мест, что снизило бы масштабы вынужденной миграции, отвлекло бы молодежь от радикальных идей, направило бы их в русло созидания и патриотизма. Разве не это важнейшая задача для ГКНБ сегодня, г-н Ятимов? Или у вас специалистов в области экономики и промышленности не хватает?
Очевидно, что задача спецслужб не потакать представителям президентской семьи в их неуемных финансовых аппетитах, а обеспечивать защиту национальных интересов и при необходимости ставить в известность главу государства обо всех последствиях такого «бизнеса», продвигая концепцию грамотной экономической политики.
Сегодня «Барки Точик» практически банкрот – не может выплатить не только крупные долги, как ОАО «Сангтудинская ГЭС», но и перед мелкими частными компаниями внутри страны. Злые языки говорят, что глава «Барки Точик» г-н Абдулло Ёров имеет участие в строительной фирме, которая строит высокоэтажный дом по проспекту Айни в районе «Голубого экрана», а также неплохую дачу на берегу карьера в городе Нуреке… В эти слухи, конечно, верится с трудом, ведь на зарплату, пусть и очень хорошую, главы «Барки Точик» всего этого не построить, да и не может или не должен член правительства быть замешан в незаконных финансовых схемах. Тем не менее вопрос прозрачности и целевого финансирования в энергетике – должен быть взят под контроль спецслужб. Пока еще лето, а не зима, когда эта тема станет проблемой номер один в вопросе общественной стабильности в стране.
Зафар Абдуллаев,
директор аналитического центра «Контент»