В Таджикистане научились клонировать партии
Политические правительственные круги в Таджикистане умнеют прямо на глазах. Если раньше в случае идейного несогласия с государственной политикой, действующая власть пыталась прессинговать оппозицию (вызвать в КГБ, арестовывать активистов, мешать проводить съезды), то теперь все чаще применяются «цивилизованные» методы нейтрализации недовольных. Власть бьет оппозицию ее же оружием – генерирует внутри оппозиции свою оппозицию.
В принципе расколы в политических партиях Таджикистана явление не новое, но раньше они, скорее всего, были отражением естественного процесса, и «рука власти» в тех случаях не чувствовалась. В последнее время, похоже, что, к этому процессу подключилась «третья сила».
Пробный шар
Первым пробным камнем, пожалуй, послужила Социалистическая партия, которая «с большим грохотом» раскололась в 2004 году. Все началось с сенсационного заявления муаллима Абдухалима Гаффарова (кстати, зарегистрированного в настоящего время ЦИК кандидатом в президенты), когда в интервью агентству «Авеста» он сообщил, что «председатель Соцпартии М. Нарзиев самолично, без согласия всех членов партии, назначил себя ее председателем, в связи с чем не достоин быть ее руководителем». От имени членов партии он потребовал Нарзиева прекратить выступать на мероприятиях, проводимых в стране, и объявил его «отстраненным от должности до внеочередного съезда».
Нарзиев в свою очередь от имени ЦИК партии также обвинил Гаффарова в несоблюдении устава, нанесении морального и материального ущерба партии, отметив, что из-за чего «он был уволен из партии еще в 2000 году». На сторону Нарзиева встала руководитель согдийского отделения партии Мехриниссо Хорисова, заявившая, что «областной ЦИК осуждая вмешательство в дела партии ее бывшего члена А. Гафарова, считает такие действия направленными на раскол в рядах партии». Она потребовала от правоохранительных органов принятия в отношении «раскольника» безотлагательных мер.
Меры были приняты, но только в отношении ее самой. Через месяц на внеочередном «революционном» областном собрании партии Хорисова была снята со совей должности, ее место занял другой. Она пообещала судиться, но результаты ее тяжбы не известны до сих пор. Кулябская же группа социалистов предпочла встать между сторонами, заявив, что все эти распри во вред партии и необходимо сесть за стол переговоров.
Это был первый бум, после чего началась долгая борьба за власть, выяснение кто из раисов легитимный, а кто – нет. В конечном итоге, Гаффаров провел в июне того же года свой съезд, на котором был избран новым руководителем партии.
Нарзиев за это подал на него иск в суд, а также написал жалобы в Минюст и на имя президента страны. Иск увяз в дебрях судебной системы страны, президент ничего не ответил, Минюст в письме на имя Гаффарова признал правым именно его.
Чуть позже позиция властей была скорректирована в правовом плане. Зам. министра юстиции Рустам Менглиев так прокомментировал ситуацию агентству «Авеста»: «Наше письмо – лишь ответ на соответствующий запрос А. Гаффарова в Минюст, в котором мы даем оценку деятельности Социалистической партии, и проведенному съезду партии под руководством М. Нарзиева. В любом случае, в сложившейся ситуации должны разобраться сама партия и ее руководство. Минюст не имеет права вмешиваться во внутренние дела какой-либо партии». Совершенно точно, только суд в такой ситуации может решать кто прав, кто виноват.
Новые герои, история прежняя
Два года спустя ситуация повторилась, теперь с более монолитной и влиятельной партией – Демократической. Почти полгода назад в Демпартии неожиданно образовалась трещина, и группа членов во главе с Масъудом Собировым заявила о намерении создать внутрипартийную фракцию «Ватан». Тогда в интервью «ФК» (№1 от 27 апреля) он отметил, что «партия – наш ребенок, которого отдали в чужие руки, и если ему не могут дать достойное воспитание, пора его забирать». В конечном итоге так он и сделал.
Как и в истории с Соцпартией, сперва началась словесная перепалка сторон через СМИ, обращения к третьим сторонам в поисках поддержки и обвинения во вмешательства во внутренние дела партии. Было — все, кроме попытки найти консенсус. Возможно, оптимальным на тот момент, было допущение образования фракции и существование двух платформ Демпартии…
В конечном итоге, в настоящее время «победу» (в плане признания властями и возможности вести официальную деятельность) похоже, одерживает «команда Собирова».
На днях Министерство юстиции признало законным решение чрезвычайного съезда фракции «Ватан» об избрании нового председателя Демократической партии и выдвижение ее кандидата на пост президента. Об этом «Авесте» сообщил Масъуд Собиров, кстати, который и стал новоиспеченным председателем Демпартии-2. (На этом месте условимся обозначать расколотые партии порядковыми номерами, так как ни по одной из них нет судебного решения, а значит невозможно, или как минимум неэтично, отдавать предпочтение кому-либо из них – от автора).
По его словам, соответствующие документы о разрешении регистрации кандидата от Демпартии-2 уже направлены в Центризбирком. 29 сентября ЦИК получил письмо из министерства юстиции в котором сообщается, что, изучив материалы внеочередного съезда Демпартии, прошедшего в два этапа — 27 августа и 17 сентября, в министерстве пришли к выводу, что М. Собиров является законным председателем Демпартии Таджикистана, а кандидат, выдвинутый на их съезде, может быть официально зарегистрирован Центризбиркомом. Начальник Управления по регистрации политических партий и общественных объединений Минюста страны Давлат Сулаймонов подтвердил, что данное решение было принято после тщательного изучения всех материалов, представленных Собировым. «Документы подписаны министром и направлены в ЦИК», — отметил он.
Кандидатом в президенты, от Демпартии-2 был выдвинут зам. председателя партии по идеологии, зам. директора Научно-исследовательского института педагогических наук Табарали Зиеев, который уже приступил к сбору подписей в свою поддержку на выдвижение.
Разделяй и спи спокойно
Вот и все, официальный раскол в оппозиционной партии, поддержанный намеренно или ненамеренно органами государственной власти, произошел. «Старые» демократы пообещали судиться и обратиться в международные организации, но, судя по всему, их ждет вся та же участь Соцпартии-1, иски которой не рассмотрены до сих пор.
Как и в первом случае, так и во втором, некоторые эксперты видят заинтересованность власти в расколе внутри оппозиции. Универсальное правило римских императоров: «Разделяй и властвуй» (в нашей ситуации — спи спокойно) эффективно действует по сей день. Возможно, все дело в самих партиях и к развалу извне их никто не подталкивал, однако есть ряд факторов, указывающих на искусственную причину такой вулканической активности в оппозиционных партиях.
К примеру, раскол в рядах Социалистической партии мог произойти задолго до весны 2004 года, но это стало фактом только после, того как оппозиционные партии решили объединиться в Коалицию за честные и прозрачные выборы, в которую зашла и Соцпартия-1 М. Нарзиева. Как известно, Коалиция состоялась 29 апреля 2004 года.
Раскол Соцпартии и фактически выход Гаффаровского крыла партии (Соцпартия-2 объявила, что партия вне коалиции) внесли сумятицу в дела коалиции, значительно снизив ее активность, а вся возня послужила дополнительным отвлекающим маневром перед парламентскими выборами. К этому можно добавить аресты ряда региональных лидеров ПИВТ, открытие дела против руководителя согдийского отделения СДПТ Ф. Вохидовой. Коалиция не развалилась, но слаженность проявить до конца не смогла и в решающий момент при подсчете голосов по итогам парламентских выборов февраля 2005 года, единую позицию по бойкоту не удержала.
Впоследствии Коалиция, озабоченная внутренними проблемами – из-за ареста и осуждения лидера Демпартии Махмадрузи Исканадарова, ухода из жизни председателя ПИВТ С. А. Нури и странной болезни лидера СДПТ Р. Зойирова, практически не давала о себе знать, и процесс переговоров по выдвижению единого кандидата в президенты от оппозиции не увенчались успехом.
В тоже время, судя по заявлениям проправительственных экспертов и политологов, определенные опасения последствий такого «союза трех» на правом фланге в тот период наблюдалось, поэтому любая возможность ослабить «недобитую» оппозицию (исключая окончательно расколотую Соцпартию-1 и -2), была привлекательной и могла быть принята к действию.
Отсюда и возникли подозрения, что инициатива по созданию фракции «Ватан» — это очередная попытка властей развалить оппозиционную партию. В свете последних событий – бойкотирования президентских выборов всеми основными оппозиционными партиями из-за несогласия состава ЦИК и несовершенства законодательства, и другими причинами, в результате чего ценность итогов выборов с точки зрения международного признания существенно снижается, «революция» в Демпартии действительно властям на руку.
В результате смены руководства, вновь избранный председатель Демпартии-2 не поддержал бойкотирование выборов, и партия выставила своего кандидата. Это означает, что формально, одна из ведущих оппозиционных партий будет бороться за власть, и ее кандидат померяется силой с действующим президентом. Кто победит в этой схватке, наверное, нетрудно предсказать.
Это почти тоже самое, если бы кандидатом в президенты, например, от ПИВТ стал бы Зафар Абдуллаев. Победить такого президенту – пол-секунды, зато потом можно смело констатировать, что победитель выиграл выборы у сильного оппонента – представителя серьезной оппозиции, что является показателем степени преимущества правящей партии над оппозицией.
Принимая во внимание естественную для ультралевой оппозиции — СДПТ и Демпартии-1, жесткость заявлений и действий, вопрос «работы над их расколом» будет до последнего на повестке дня. Политическая ситуация в Таджикистане «устаканится» не раньше чем, на поле останутся две партии, пока не сформируется двухпартийная система – скорее всего это будут НДПТ, как лидер и ПИВТ, как оппонент. Коммунистам, скорее всего, со временем будет отведена роль спутника НДПТ или самостоятельной, но малоактивной оппозиции, с таким же статусом в политической жизни, который все эти годы был у Компартии США. Все вышесказанное мое сугубо личное мнение, поэтому мы будем рады опубликовать возможные иные мнения или политические прогнозы.
Зафар АБДУЛЛАЕВ
Что будут делать оппозиционеры 6 ноября?
Председатель СДПТ Рахматилло Зойиров. Голосовать не намерен.
«Я еще не решил, что буду делать в этот день. Пока рано говорить, думаю, что политсовет СДПТ коллективно решит, что мы будем делать в день выборов», — сказал он.
Зам. председателя Демпартии-1 Рахматулло Валиев. Проведет как обычный выходной.
«Съезд нашей партии принял решение бойкотировать выборы, — заявил он, — и я как один из руководителей партии буду выполнять это решение. Согласно Конституции каждый гражданин имеет право участвовать или не участвовать в выборах президента. Я буду использовать это конституционное право и вместо того, чтобы идти на выборы, займусь своими домашними делами».
Председатель Соцпартии-1 Мирхусейн Нарзиев. Решение зависит от ЦИК и Минюста.
«Если данные инстанции удовлетворят наше заявление и аннулируют решение съезда Соцпартии во главе с А. Гафаровым, то, возможно, что я приму участие в выборах, но об этом говорить еще рано», — отметил Нарзиев.
Председатель ПИВТ Мухиддин Кабири проголосует, но не как все.
«Я буду участвовать на выборах президента, и буду отстаивать свою гражданскую позицию. Скорее всего, воспользуюсь правом досрочного голосования, так как в дни выборов буду в командировке за рубежом», — сказал он.