Тайваньский вопрос — это внутреннее дело Китая. Какие бы изменения ни происходили на Тайване, основной факт состоит в том, что в мире существует только один Китай, а Тайвань является частью Китая. Это неизменно.
Позиция китайского правительства по отстаиванию принципа «одного Китая» и по противодействию сепаратизму под лозунгами «независимость Тайваня», «два Китая» и «один Китай, один Тайвань» является твердой и не изменится. Общий консенсус и твердая приверженность международного сообщества принципу «одного Китая» также останутся неизменными.
Принцип «одного Китая» служит прочным якорем мира и стабильности в районе Тайваньского пролива. Международное сообщество будет и впредь придерживаться данного принципа, проявлять понимание и поддерживать справедливое дело китайского народа, выступающего против сепаратистской деятельности по достижению так называемой «независимости Тайваня» и стремящегося к национальному воссоединению.
Китай установил дипломатические отношения со 182 странами на основе принципа «одного Китая». После выборов в регионе Тайвань многие страны и международные организации выступили с заявлениями и пресс-коммюнике или ответили на вопросы прессы, в которых публично подтвердили свою приверженность принципу «одного Китая», твердую поддержку усилий КНР по защите суверенитета и территориальной целостности страны, неприятие любой формы так называемой «независимости Тайваня» и поддержку великого дела воссоединения Китая.
Министерство иностранных дел Таджикистана также сразу же выступило с заявлением, в котором твердо поддержало принцип «одного Китая».
Эти голоса справедливости и мира в полной мере отражают широкий консенсус международного сообщества в отношении твердого соблюдения Устава ООН и основополагающих норм, регулирующих международные отношения, включая принцип «одного Китая», и воплощают в себе веяние времени и тенденции истории. Великое дело китайского народа — противостояние сепаратистским действиям, направленным на достижение так называемой «независимости Тайваня», а также стремление к национальному воссоединению — непременно найдет еще большее понимание и поддержку.
Тайвань испокон веков принадлежит Китаю, что является ясным историческим и юридическим фактом. В 1943 году Китай, США и Великобритания подписали «Каирскую декларацию», в которой четко указано, что все территории, которые были отторгнуты у Китая, такие как Тайвань, должны быть возвращены КНР. В 8-й статье Потсдамской декларации, совместно опубликованной Китаем, США, Великобританией и Советским Союзом в 1945 году, оговаривается, что «условия Каирской декларации должны быть выполнены». Япония приняла Потсдамскую декларацию и объявила о безоговорочной капитуляции.
Данные юридически обязывающие международные документы стали неотъемлемой частью послевоенного международного порядка, а также заложили историческую и правовую базу того, что Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. В 1971 году была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758, которая с политической, юридической и процессуальной точки зрения раз и навсегда разрешила вопрос о представительстве всего Китая, включая Тайвань, в ООН, а также четко определила, что китайскую сторону в Организации Объединенных Наций может представлять только Китайская Народная Республика.
Реальный статус-кво тайваньского вопроса заключается в том, что обе стороны Тайваньского пролива принадлежат Китаю, Тайвань является частью территории КНР. Хотя обе стороны Тайваньского пролива еще не были полностью воссоединены, суверенитет и территория Китая никогда не были разделены. Китай в конце концов добьется полного воссоединения, и Тайвань обязательно вернется в лоно Родины.