Avesta.Tj | 16.02.2023 | В конце января в Узбекистане завершился судебный процесс над главной группой обвиняемых по делу об июльских событиях 2022 года в Каракалпакстане. Отличительной его особенностью стала беспрецедентная для властей республики открытость и прозрачность всего процесса, что не в последнюю очередь стало возможным благодаря онлайн-трансляции, организованной официальным Ташкентом с целью обеспечить более широкое освещение судебных разбирательств в местных и зарубежных СМИ. Повышенное внимание к этому процессу обусловлено тем, что в результате беспорядков погибли и получили увечья люди, был нанесен значительный ущерб объектам инфраструктуры и народного хозяйства, нарушено спокойствие граждан и общества. Всего этого, думается, можно было избежать, если отдельные «деятели» не воспользовались бы сложившейся ситуацией для продвижения неких узкогрупповых интересов и своих корыстных планов, сея при этом смуту и раздор среди населения.
Что показал судебный процесс над фигурантами дела о массовых беспорядках в Нукусе? Он показал, что Республика Узбекистан — правовое государство, стремящееся обеспечить верховенство закона и должный правопорядок на основе принципов гуманизма и человеколюбия. Он также показал, что озвученные ранее президентом Шавкатом Мирзиёевым инициативы и предложения по коренному реформированию судебной системы Узбекистана проявили себя в этом процессе самым наилучшим образом. Как следствие, Республика Узбекистан еще раз наглядно продемонстрировала свою приверженность принципам демократии, гласности и гуманности на фоне возросшей роли личности, его прав и свобод как гражданина. Очевидно, это и есть результат поэтапного внедрения президентской концепции «Прежде всего — человек, а затем — общество и государство» в деятельность государственного аппарата и всех ветвей государственной власти в Узбекистане.
В свою очередь, правоохранительная система и органы дознания республики сумели обеспечить проведение тщательного и беспристрастного расследования и установить истинную роль каждого из 22 фигурантов этого громкого дела. Но несмотря на все это, в своем окончательном вердикте, суд первой инстанции под председательством судьи судебной коллегии суда Каракалпакстана по уголовным делам Елубая Абибуллаева решил существенно сократить сроки или смягчить виды наказаний для каждого из тех, кто находился на скамье подсудимых.
Самым главным фигурант — адвокат бюро газеты «Эл хызметинде» («На службе народа») и бывший главный редактор газеты с аналогичным названием, Даулетмурат Тажимуратов, который был осужден на 16 лет лишения свободы, вместо 18 лет, запрошенных для него прокурором.
Так, Тажимуратова признали виновным по части 4 статьи 159 (заговор с целью захвата власти или свержения конституционного строя Республики Узбекистан), пункту «а» части 3 статьи 167 (хищение путём присвоения или растраты в особо крупном размере), статье 243 (легализация доходов, полученных от преступной деятельности), части 3 статьи 244 (организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, повреждением или уничтожением имущества, сопротивлением представителю власти с применением или угрозой применения оружия либо других предметов, используемых в качестве оружия, а равно активное участие в массовых беспорядках) и пункта «а», «б», «г» статьи 244-1 (изготовление, хранение, распространение или демонстрация материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку, совершенное по предварительному сговору или группой лиц; с использованием служебного положения; с использованием СМИ либо сетей телекоммуникаций, а также интернета) Уголовного кодекса Узбекистана.
Еще одним ключевым фигурантом в данном уголовном деле считалась журналистка Лолагул Каллыханова, которую суд признал виновной по части 4 статьи 159, части 3 статьи 244 и пунктов «а», «б», «г» статьи 244-1. Но несмотря на то, что прокурор затребовал для Каллыхановой 11 лет лишения свободы, она была приговорена к 8 годам условно с трехлетним испытательным периодом. С учётом ее нахождения под стражей, это срок был сокращён до 7 лет 5 месяцев 6 дней.
Остальные же лица, проходившие по уголовному делу, были приговорены к различным срокам лишения либо ограничения свободы — от 2,5 до 8 лет. Примечательно, что еще трое других фигурантов дела были отпущены из под стражи непосредственно в зале суда — представить себе что-то подобное еще в недавнем прошлом действительно крайне сложно, особенно если учитывать тот факт, что речь идет о процессе, в котором прямым образом затронуты вопросы общественно-политической жизни и государственного строя Узбекистана. И тем не менее, судебный процесс по «Нукуским событиям» смог очевидным образом продемонстрировать всю серьезность происходящих в судебной системе республики перемен в сторону гуманизации и открытости, о необходимости которых президент Мирзиёев еще раз упомянул в своем ежегодном послании к парламенту и народу страны в декабре прошлого года.
В одном из своих интервью, опубликованных Даулетмуратом Тажимуратовым в соцсетях незадолго до трагических событий в Нукусе, он, кстати говоря, выразил полную поддержку курсу нынешнего главы государства и даже предложил, казалось бы, антиконституционные вещи — объявить президента «падишахом»… При этом, говоря о суверенном статусе Республики Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан, Тажимуратом отмечает: «Благодаря нашему президенту, мы смогли добиться определенных достижений, и теперь мы можем говорить вещи, которые мы раньше возможности говорить не имели». Тем не менее, выступая в зале суда со своим последним словом, Тажимуратов не признал своей вины, вероятно, ошибочно полагая, что право на собственное мнение дает человеку право на осуществление публичных призывов и действий антиконституционного характера, которые явным образом направлены против государственного строя и спокойствия граждан. Как бы то ни было, теперь уже осужденный юрист должен был воспользоваться законными и правовыми методами ведения общественно-политической деятельности, а не приводить ситуацию к хаосу и беспорядкам.
В свою очередь, Лолагул Каллыханова, в разговоре с журналистами после завершения суда, призналась, что именно она и Тажимуратов заслуживают самого сурового наказания за трагические события, произошедшие в Каракалпакстане в те тревожные для всей республики дни. «Следователи угощали меня чаем во время допросов. В ходе расследования, мы не подвергались никакому давлению. Очень образованные и толковые следователи работали со мной по ходу дела,» — отмечает она, помимо всего прочего.
А вот еще один из осужденных, Азамат Нуратдинов, бывший учитель школы №9 в Муйнакском районе и блогер, явно сожалеет, что пошел на поводу у Тажимуратова и его «националистических и сепаратистских идей». «Отныне, я всегда буду противостоять тем, кто пропагандирует националистические идеи и создает проблемы, разжигая ненависть и настраивая два наших народа друг против друга,» — обещает Нуратдинов.
В настоящее время, с проблемой неприкрытого сепаратизма регулярно сталкиваются многие государства мира, такие как Китай — на примере Тайваня, Испания — на примере Каталонии, Марокко — на примере Западной Сахары, Ирак, Сирия и даже Турция — на примере курдских сепаратистов, а также ряд других республик постсоветского пространства, которые, в той или иной степени, вовлечены в реальные вооруженные конфликты, разразившиеся из-за этого негативного явления. Примечательно, что так называемая подпитка сепаратистских настроений зачастую происходит извне в интересах той или иной сверхдержавы, обрекая новые моно-националистические образования на полную или частичную потерю суверенитета и независимости. В этом смысле, попытки рискнуть мирной и размеренной жизнью своих граждан ради достижения мнимой независимости является ни чем иным как серьезным преступлением против интересов общества и государства.
С учетом сложившейся сегодня геополитической ситуации в мире в целом и в регионе Центральной Азии в частности, многонациональному народу Узбекистана следует более вдумчиво и осторожно подходить к вопросу территориальной целостности государства и, конечно же, не поддаваться на всякого рода провокации и сомнительные призывы. В этой связи, уместно еще раз процитировать слова, произнесенные Шавкатом Мирзиёевым в ходе его декабрьского послания.
«Наша важнейшая цель — совместно построить в Новом Узбекистане всесторонне развитый, обустроенный и благополучный Новый Каракалпакстан. Никакая сила не сможет разделить нас — народы, которые на протяжении веков жили вместе, как родные братья. У нас общее прошлое, настоящее и будущее. Мы способны обеспечить безопасность и территориальную целостность любимой Родины. Сохраняя мирную и спокойную жизнь в стране, укрепляя ее независимость, мы ускоренными темпами продолжим наш путь устойчивого развития», — заверил глава Узбекистана.
Абдулла Богистони,
политический обозреватель