Avesta.Tj | 03.05.2021 | Ситуация на таджикско-киргизской границе, усилиями сторон, относительно стабилизировалась. Самый масштабный за последние два десятка лет конфликт удалось потушить. Таджикский политолог Шерали Ризоён в интервью «Авеста» рассказал о причинах конфликта и почему, после долгих лет споров, произошло то, что произошло.
— Конфликт на киргизско-таджикской границе, чем это грозит Центральной Азии?
— В Центральной Азии за последние 5 лет наблюдается изменения формата взаимоотношений государств и потепления внутрирегионального сотрудничества. За этот период были решены ряд проблем, которые сдерживали тесное сотрудничество стран. Одной из острых проблем сегодня является незавершенность процесса демаркации и делимитации государственных границ, в самой густонаселённой части региона – в Ферганской долине между Таджикистаном и Кыргызстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном. Страны сделали большой шаг для поиска путей решения, и наблюдается понимания важности скорейшего урегулирования вопроса определения государственных границ. На мой взгляд, завершение демаркации и делимитации государственных границ даст импульс более тесной кооперации стран не только Ферганской долины, но и всего региона Центральной Азии в целом, поскольку будут устранены внутренние факторы, сдерживающие тесный формат взаимоотношений.
Следует учесть, угрозы и вызовы для стран Центральной Азии можно классифицировать как внешние (фактор мирного процесса в Афганистане, международный терроризм, наркотрафик, близость региона с активными и замороженными конфликтами, противоборство глобальных и региональных игроков и т.д.) и внутренние, к которым, прежде всего на ряду с таким явлением как экстремизм и терроризм относится незавершенность демаркации и делимитации границ. Консервация этой проблемы может выступать угроза формирующим фактором и будет оставаться сдерживающим моментом регионального сотрудничества. Поэтому скорейшее решение этой проблемы имеет большое значение для будущего устойчивого развития Центральной Азии.
— Стычки между Таджикистаном и Кыргызстаном происходят каждый год. Но почему в этот раз обострение обернулось более масштабным противостоянием?
— Перестрелки в неописанной части государственных границ Таджикистана и Кыргызстана происходят не первый год, и за последние 10 лет было несколько подобных ситуаций, в результате которых погибали мирные жители, и до последнего конфликта — в основном граждане Таджикистана. Если в целом говорить о причинах приграничного конфликта между странами, то таковыми являются доступ к воде (питьевой и поливной), земле, инфраструктуре (дорогам) и полезным ископаемым. Причиной этого случая, согласно ранее распространённой информации, стали действия пограничников Кыргызстана, которые на территории Таджикистана не давали возможность прикрепить видеокамеры и попытались захватить водораспределительный пункт «Головной» в таджикском селе Ходжаи Аъло, что также нарушает все ранее достигнутые договоренности. Кыргызская сторона предоставила совершенно-противоположенную версию событий и обвинила жителей и пограничников Таджикистана. Здесь следует отметить, что этот водораспределительный пункт предназначен для орошения приграничных районов Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Фактор воды и водных ресурсов для населения с аграрным укладом жизни этого региона является существенным и чувствительным, и любое нарушение статус-кво приводит к плачевным последствиям.
— Ожидать ли продолжения конфликта, или, по вашему мнению, правительства двух стран смогут найти компромисс?
— Конфликт 29-30 апреля 2021 года был самым масштабным за всю историю приграничных столкновений между странами. За эти дни два раза состоялись телефонные разговоры президентов Таджикистана и Кыргызстана. По сообщению СМИ, 2 мая главы делегаций сторон согласовали и подписали совместный протокол и обсудили подходы по урегулированию ситуации в приграничных районах, и достигнута договоренность по активизации деятельности межправкомиссии по завершению демаркации и делимитации государственной границы. Это обстоятельство говорит о том, что стороны пришли к компромиссу и нашли общий взаимовыгодный вариант решения проблемы. Поскольку затягивания процесса описания границ может выйти из-под контроля, и стать еще более серьёзным фактором для уязвимости стабильности и безопасности не только двух государств, но и региона в целом. В этом ключе можно понимать официальные заявления Узбекистана и Казахстана, а также телефонных разговоров глав государств.
— Как вы прокомментируете открытые заявления киргизских СМИ, о том, что таджикская сторона выступает агрессором и провокатором в данном конфликте?
— Анализ и оценка показывает, что в информационном пространстве Кыргызстана происходит демонизация Таджикистана как виновника приграничного конфликта. Информация в большей степени распространяется однобоко, не приводится позиция другой стороны, что не соответствует существующим стандартам журналистики. Звучит очень много обвинений и разного рода «экспертных» мнений и оценок, которые, в целом направлены на усугубление данной ситуации. Исходя из этого опыта, можно констатировать, что все ранее проведённые семинары и тренинги, а также другие реализованные международные проекты по толерантности, медиации и освещению конфликточувствительных тем оказались малорезультативными. Поскольку они имеют актуальность в условиях отсутствия конфликта и с обострением ситуации, большинство СМИ Кыргызстана начали публиковать ту однострунную информацию, которая отвечает интересам одной стороны. Думаю, этот момент нужно учесть в дальнейшем, чтобы реализуемые проекты имели устойчивость и создавались условия, чтобы не способствовали эскалации конфликта и ксенофобии.
В таких приграничных конфликтах не бывает безвинных сторон, и это очень важный момент понимания ситуации. В целом, обвинительная риторика и суждения моделирует более серьезный межэтнический конфликт. Если подобное случится, то с учётом болячек и взаимных обид в Ферганской долине будет трудно сдержать, и уже не будет проблемой только двух стран. Существует риск привлечения внимания внешних конкурирующих акторов, которые могут воспользоваться этой ситуацией, для того чтобы конфликт имел постоянный характер. На фоне достигнутого соглашения глав делегаций двух стран по урегулированию проблемы, я надеюсь, что эксперты исключать обвинительную риторику, и СМИ будут освещать ситуацию без использования языка вражды и демонизации. Игроки информационного поля должны понимать и соблюдать свою социальную ответственность, чтобы не допустить эскалацию конфликта.
— Какой путь решение приграничных споров вы видите между странами?
— Существует единственный путь — двухсторонние переговоры без привлечения других акторов и создание условий для того, чтобы межправительственная комиссия по демаркации и делимитации в полном объеме выполнила свою задачу. Необходимо усилить работу с местным населением, из-за чувствительности вопроса нужно всячески избегать действия, имеющие характер подстрекательства и провокаций. Другим важным моментом, имеющим превентивный характер в деле предотвращения конфликтов, можно назвать соблюдение всех ранее достигнутых договоров, и договороспособность, как фактор зрелого отношения к этому вопросу. Для этого нужна политическая воля, признание взаимных интересов, готовность идти на уступки и понимание того, что мы соседи и обречены жить в дружбе и мире.
Шерали Ризоён, политолог