Avesta.Tj | 05.05.2020 | Недавно я делал видеорепортаж, в котором подвергал сомнению данные по заражению ковид-19 в Нью-Йорке. И на то были свои причины, так как визуально было мало признаков, по которым бы было можно судить о высоком росте смертности в городе.
Мы с коллегами пробовали здесь получить нужные данные, но наткнулись на нежелание сотрудничать. Все крупные клиники официально отказались пускать нас и предоставлять данные. Такой же отказ пришел и от городского управления здравоохранения штата Нью-Йорк.
Изменил ли я теперь свое мнение, после того как беда пришла в наш собственный дом и уже в таджикских соцсетях я вижу реальные свидетельства эпидемии. Нет, так и не поменял!
Наоборот, я еще больше укрепился во мнении, что доступ к информации в особенно важен и на властях лежит высокая доля ответственности за все происходящее, в первую очередь по причине препятствования работе СМИ, журналистов и блоггеров в освещении важных сторон жизни государства.
В условиях пандемии и иных глобальных вызовов, людям нужно знать правду, чтобы быстрее и эффективнее быть готовыми к последствиям. К сожалению, власти, неважно в какой стране, хотят показать обществу цифры и данные которые нужны только им.
Зачем нужны завышенные, на мой взгляд, данные по Нью-Йорку или США, неясно. Я по-прежнему убежден, что масштабы пандемии в этом городе и в целом по стране завышены. Зато масштабы коронавируса в Таджикистане явно занижены. Достаточно взглянуть на то, какую помощь запросило правительство у мира. Причем уже тогда, когда появились первые признаки заболевания, которое, что стесняться, откровенно замалчивалось.
В ОЖИДАНИИ ПОМОЩИ
Минздрав Таджикистана запросил у ООН просто огромный пакет помощи с нацелом на ковид-19. Как сообщает информационный центр ПРООН в РТ, власти запросили 5 млн масок для лица и 100 тыс. респираторов типа N95, а также по 1 млн. латексных перчаток двух видов, 500 тыс. пластиковых защитных комплектов для лица и столько же защитных костюмов, а также 500 комплектов аппаратов искусственной вентиляции легких.
Еще просим около 50 наименований препаратов и химикатов, среди которых: Ампиокс, Ампициллин, Фентанил и Цефтриаксон — все по 200 тысяч единиц, а также по 50 тыс. единиц Тамифлу, Рибаверин, Левофлоксацин, Азитромицин. Лопиновир.
Полный список можно посмотреть здесь:
https://untj.org/wp-content/uploads/2020/04/Annex-2-MoHSP-LIst-of-immidiate-needs-17-April-2020.pdf
Правительством уже приняты первые меры — введены ограничения на проведение публично-массовых мероприятий, строго рекомендовано ношение масок. Хотя в самый разгар мировой пандемии, в Таджикистане, вопреки рекомендациям международных организаций, проводились массовые празднования Навруз, шли спортивные соревнования, учащиеся привлекались к маршировкам.
Пока неизвестно, сколько и когда доноры по линии ВОЗ смогут выделить необходимого оборудования и защитных средств, потому что в большинстве стран-доноров у самих пандемия не завершилась и им самим это нужно. Возможно, исключением может быть Китай, второй, кстати, по величине спонсор ВОЗ, который вроде почти избавился от ковид-19.
Но ведь раньше может возникнуть вполне резонные вопросы. В частности, почему власти страны игнорировали советы ВОЗ и иных крупных структур о начале подготовки к пандемии и принятию превентивных профилактических мер?
Также непонятно, как в условиях нехватки в стране защитных средств, таджикский бизнес осуществил поставку большой партии защитных масок в Италию на коммерческой основе. Как и то, что местная промышленность способна и без внешней помощи производить спирт для антисептических нужд в достаточном большом объеме. Надо лишь выделить бюджетные средства на закупку, ну или пойти на уступки бизнесу, дать какие-то льготы, нет?
ВОЗ: ПОКА РАНО ДАВАТЬ ОЦЕНКИ
Пару недель назад я делал официальный запрос в пресс-центр ВОЗ о ситуации, которая начинала развиваться в Таджикистане. В частности, указывал на странность того, что в стране зафиксировано 0 случаев коронавируса при сообщениях о массовом заболевании «пневмонией». Спросил их что они об этом думают и может ли быть так, что тесты, полученные страной некачественные?
Ко времени ответа стало ясно, что Европейский офис ВОЗ объявил, что собирается отправить миссию в Таджикистан. Поэтому в первом ответе они сослались на эту миссию, что пока она не посетит страну, не проведет переговоры с правительством, рано делать какие-то выводы.
Потом пришел более развернутый ответ. Представитель ВОЗ Стефани Брикман (Stephanie Brickman) написала, что «Таджикистан получил тесты COVID-19, которые сертифицированы ВОЗ и используются также в России и других странах СНГ. В марте 22 образца, протестированных в Таджикистане, были отправлены для проверки в специальную лабораторию ВОЗ в Лондоне, и все они дали отрицательный ответ. В дальнейшем с такими испытаниями были проблемы, в связи с ограничениями по передвижению в Европе…».
Естественно, я не мог спросить про популярные теории. О том, гибнет ли вирус при жаре в 40-45 градусов и, наконец-то, носить ли всем людям маски или не носить? Потому что по этому вопросу тысяча мнений у экспертов по всему миру.
ВОЗ считает, что: «В условиях пока только четыре месяца после вспышки, невозможно предсказать, как долго она может длиться. На основании имеющихся данных каждая страна должна будет принимать свое решение с учетом распространения вируса, потенциала системы здравоохранения и приемлемости мер со стороны общества. То, как долго должны применяться меры COVID-19, является сложным решением, и не существует «единого рецепта для всех».
У ВОЗ нет достаточной информации о том, как этот вирус будет вести себя при высоких температурах и в разное время года, поэтому нельзя пока утверждать, что таджикское жаркое лето поможет снизить его активность.
Касательно масок для всех, ВОЗ стоит на прежних позициях. Они нужны в первую очередь только медикам, и тем кто уже болен или ухаживает на дому за больными ковид-19. В организации отмечают, что ношение масок всеми, это вопрос который требует дополнительных изучений и анализа всех последствий.
То есть по сути, нет, они не рекомендуют.
МОГУТ ЛИ США БЫТЬ ПРИМЕРОМ?
Многие недоумевают, почему ВОЗ так сдержанно относится к ношению масок которые например, в Нью-Йорке, в самом пораженном коронавирусом городе мира, признаны обязательными. Более того в эти дни, по городу в десятках парках впервые организована раздача для всех желающих одновременно 100 тысяч одноразовых масок.
Возможно, ВОЗ опасается того, что люди могут неправильно носить маски, что тоже может быть одним из факторов дальнейшего заражения. Мол, люди, могут почувствовать себя полностью защищенными, и начать посещать более опасные места, нарушать установленное правило социального дистанцирования и иные рекомендации. В этом тоже есть какая-то логика. Как минимум, что людей нужно еще и научить правильно защищаться.
США по-прежнему находятся на передовой линии борьбы с ковид. Считаю, что высокая степень поражения населения не говорит о слабости страны или ее системы здравоохранения. Скорее здесь играет фактор очень больших размеров территории и высоких масштабов нелегальной или полулегальной миграции, участники которой, как правило, не охвачены учетом и потому не имеют достаточных инструментов защиты.
Косвенно, это подтверждается аналогичными примерами Италии, Испании и России, где также велики масштабы заражения и ее динамика. Все они страны-реципиенты большого объема миграции/беженцев. Система работы с мигрантами не лучшая, поэтому они стали одной из мишеней пандемии и слабо охвачены статистикой. По, крайней мере, в Нью-Йорке исследования показали, что большая часть заражений и смертей приходится на «цветное» население — афро-американцев и испаноговорящих из бедных кварталов Бронкса и Бруклина, в среде которых много нелегалов ли undocumented.
Вероятно, пандемию во всех перечисленных странах будет непросто остановить, пока местные власти не предоставят мигрантам равные возможности с основными гражданами и не активизируют точечную профилактическую работу среди этих сообществ.
Какой же путь выбрать Таджикистану — задача реально непростая. Концепция США и Европы с полным карантином и остановкой экономики подразумевают мощную финансовую поддержку со стороны государства и наличие развитой системы взаимоподдержки в обществе (включая широкую сеть организаций по обеспечению бесплатным питанием). Очевидно, что в Таджикистане нет таких ресурсов ни у правительства, ни у общества.
С другой стороны, обходиться мягкими мерами по типу Швеции — тоже сомнительный для РТ вариант, так как сейчас эта страна демонстрирует очень высокий уровень заражения и смертности и попала под мощнейшую мировую критику за «халатность». А возможности медицины Скандинавии и Таджикистана не соизмеримы.
Ясно только, что меры нужны и очень оперативно. Как говорил классик: «Промедление смерти подобно». И смерть уже рядом: к сожалению, таджикская фейсбук-лента превращается в траурный вестник…
Зафар Абдуллаев