Avesta.Tj | 31.03.2020 |В конце 2019 года в обновленном рейтинге стран с самым быстрым мобильным интернетом Таджикистан занял 132-е место. На первый взгляд, это далеко от стран-лидеров. Но всего за несколько месяцев наша республика улучшила свой результат на три позиции. И, судя по тому, что буквально месяц назад в столице начал работать первый фрагмент «ультра-скоростной» сети 5G, связисты Таджикистана планируют дальнейшее движение вверх. О рейтингах, сложностях развития сетей и ближайшем будущем отрасли мы беседуем с Председателем Ассоциации операторов мобильной связи Таджикистана Гафуром Иркаевым и Анатолием Изюмниковым, Исполнительным директором компании «МегаФон Таджикистан», запустившей 5G в Душанбе.
— Насколько сложно подняться в мировых рейтингах хотя бы на одно место? Что для этого нужно сделать?
— Гафур Иркаев: Нужно проделать просто огромную работу. Чтобы обеспечить рост скоростей интернета в масштабах целой страны, требуются тысячи новых базовых станций. А это и крупные валютные инвестиции, поскольку оборудование приобретается за рубежом, и ежедневный труд сотрудников всех компаний связи. Важен и фактор времени. Для того, чтобы запустить всего одну базовую станцию, требуется несколько месяцев. Запуск помимо собственно монтажа включает получение разрешительной документации, настройку «базы», ее интеграцию в сеть. Это оборудование, которое нельзя просто «включить в розетку».
Хочу добавить, что Таджикистан – горная страна, что тоже вносит коррективы в развитие мобильных сетей. Об этом часто забывают те, кто критически оценивают позиции нашей страны в таких рейтингах. Но если на равнине достаточно установить одну вышку, чтобы обеспечить уверенное покрытие значительной территории, то у нас сеть должна быть гораздо «плотнее». И дело не только в горах: населенные пункты Таджикистана часто удалены друг от друга на значительное расстояние, базовые станции часто просто «не дотягиваются» до соседнего кишлака. Значит, требуется большее количество станций, что многократно удорожает развитие сетей. В этом отношении Таджикистану труднее угнаться за странами, имеющими более ровный ландшафт и другую структуру расселения жителей. Но все трудности преодолимы. Стройка идет, и результаты, как показал прошлый год, уже есть. С учетом того, о чем мы только что говорили, подняться в мировом рейтинге сразу на несколько пунктов – серьезное достижение.
Какова сейчас реальная ситуация с мобильным интернетом в стране, на каких территориях он развит достаточно хорошо?
— Анатолий Изюмников: Новые технологии традиционно начинают развиваться с городов, где живет больше абонентов. Неудивительно, что до сих пор наблюдается некоторое цифровое неравенство. Но МегаФон Таджикистан уже начинает его преодолевать. В свое время мы первыми «пошли в районы», стали строить сеть в малых населенных пунктах. Мобильный интернет начал появляться даже в небольших кишлаках, находящихся в зоне действия базовых станций стандарта 3G, а теперь и 4G. Мы постоянно строим, так интернет-скорости растут в целом по стране и мы направляем на развитие инфраструктуры все возможные ресурсы. Только за прошлый год сеть 4G была расширена почти в 30 районах Таджикистана. В отдаленном райцентре скорости доступа могут сейчас ничем не отличаться от столичных. Наша конечная цель – сделать, чтобы так было везде.
— В прошлом году компания Ookla впервые включила Таджикистан в свое ежегодное исследование. По каким принципам формируется рейтинг самых скоростных операторов? На основании каких данных лидером по скоростям интернета признан МегаФон Таджикистан?
— Анатолий Изюмников: Компания Ookla является разработчиком популярного мобильного приложения для измерения скорости интернета SpeedTest. Владельцы мобильных гаджетов могут в любом месте проверить с помощью этого приложения, насколько быстрый доступ у них в данный момент. В каждой стране число таких замеров ежегодно измеряется миллионами. А компания Ookla анализирует всю эту массу данных и определяет самого быстрого оператора.
Почему нам было вдвойне приятно получить эту награду: замеры через SpeedTest делаются не в каких-то лабораторных условиях, абоненты измеряют скорости где угодно и когда угодно – на автомобильных трассах, в подвальных помещениях, во время поездки к родственникам в горные села. У них нет цели присудить победу какому-то конкретному оператору, да это и технически невозможно – слишком много независимых тестов делается в стране. Значит, речь о реальной ситуации и реальных скоростях. Самая быстрая сеть определяется не «по документам», а на деле.
— Какие конкретные шаги помогли МегаФону стать самым быстрым оператором?
— Анатолий Изюмников: Прежде всего, постоянное развитие сети, о котором мы уже говорили. Это многоуровневая работа: расширяется покрытие, внедряются новые технологии, которые появляются в мире. Из-за этого сеть получается «многослойной», в ней присутствует оборудование сразу нескольких поколений связи, начиная с 2G и заканчивая уже 5G. Мы поддерживаем все эти стандарты. У абонентов сейчас есть большой выбор: кто-то удовлетворяется «голосовой» сетью 2G, продвинутые пользователи, конечно, предпочитают 4G. А поскольку цифровых абонентов у нас все больше, это и повлияло на результаты Ookla.
— «МегаФон Таджикистан» позиционируется как первый оператор новых цифровых возможностей. Какой смысл вы вкладываете в эти слова?
— Анатолий Изюмников: Давайте вспомним, зачем, собственно, абонентам нужен мобильный интернет. Самое простое, что он позволяет делать, – общаться в соцсетях, читать новости, находить адреса и телефоны организаций или магазинов. Но это только начало списка. Сейчас с помощью смартфона можно пользоваться госуслугами, вести переписку с бизнес-партнерами, отправлять из любой точки действия сети 4G рабочие файлы. Интернет – это и мощный образовательный ресурс. Студенты и школьники могут смотреть обучающее видео или слушать по дороге на занятия аудиокниги. А теперь для многих смартфон – это и мобильный кошелек, способ управления финансами. И перечень полезных функций смартфона непрерывно пополняется. Одним словом, мы не просто предоставляем цифровые услуги. Мы даем клиентам возможность сделать свою жизнь более удобной, успешной, счастливой. Поэтому стремимся быть лидерами в сфере мобильных инноваций.
Многие наши продукты не имеют в Таджикистане аналогов на момент запуска. Свежий пример – электронные карты eSIM. Производители гаджетов все чаще помещают в устройство микросхемы, которые становятся заменителем привычных «симок». Новый стандарт удобен тем, что электронные карты по понятным причинам менее подвержены механическим повреждениям. Их можно активировать на гаджетах, не имеющих слотов для физических SIM-карт, – например, в фитнес-браслетах, умных часах, компонентах систем «Умный дом». Подобные устройства все более популярны у нас в Таджикистане. По сути, производители начали постепенный переход на eSIM, ими оснащается все больше моделей. Видя эту тенденцию, в феврале мы первыми предложили карты нового типа своим клиентам.
— В этом году ваша компания также первой в стране запустила фрагмент сети 5G. В чем ее особенности? Какие принципиально новые возможности появятся у ваших клиентов?
— Анатолий Изюмников: Сеть пятого поколения – это уже гигабитные скорости мобильного интернета. Такое, без преувеличения, революционное ускорение оценят и абоненты – физические лица, но наиболее широкое применение связь 5G должна получить на корпоративном рынке. Так, компании Таджикистана получат возможность использовать промышленный интернет вещей. Одна базовая станция стандарта 5G позволяет управлять десятками тысяч удаленных устройств. С помощью интернета можно будет эффективно контролировать счетчики ЖКХ, датчики охранных систем, банкоматы, онлайн-кассы. Органам государственной власти гигабитные скорости тоже будут интересны. Например, можно запускать проекты формата «Умный город»: полностью автоматизировать управление уличным освещением, общественным транспортом. Уже есть примеры успешного использования 5G для работы беспилотного транспорта – в 2019 году МегаФон в России демонстрировал такую возможность. Выглядит как фантастика, но это уже достижимо. При тех объемах и скоростях передачи данных, какие обеспечивает технология 5G, она станет очень действенным инструментом повышения эффективности бизнеса. И это закономерный этап развития телекома – мы поступательно внедряли технологии 2G, 3G, 4G. А сейчас наступает время пятого поколения. Рано или поздно весь мир придет к этому.
— А какова ситуация со связью 5G в мире, где она уже есть? И развивают ли подобные сети в странах Центральной Азии?
— Анатолий Изюмников: Фрагменты сети есть в США, России, Южной Корее, Китае, Швейцарии, Италии. В Центральной Азии связь пятого поколения используется в Узбекистане, на территории Ташкента, и в двух городах Казахстана – Нур-Султане и Алматы. Мы начали эксплуатацию первого в республике фрагмета для абонентов 21 февраля 2020 года, то есть Таджикистан в числе первых стран мира, где уже используется сеть 5G. И нам нужно пользоваться этим преимуществом. Во-первых, дополнительный цифровой импульс получит передовой бизнес республики, осваивающий инновации. Во-вторых, получат развитие социальные проекты – упомянутый «Умный город» и другие. И уже как следствие мы действительно имеем шансы серьезно улучшить позиции в мировых рейтингах скоростей интернета, что станет отражением реальной работы, ведущейся в стране.
Беседовал Артур Камилов