Avesta.Tj | 18.05.2018 | Повышенное внимание европейской деловой элиты к деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) определяется в определяющей степени теми масштабными проектами его дальнейшего развития, которые были обсуждены на днях в Сочи главами государств – участниками этого объединения.
Эксперты обращают внимание на то, что наравне со «старожилами» ЕАЭС – президентами России Владимиром Путиным, Белоруссии – Александром Лукашенко и Казахстана – Нурсултаном Назарбаевым в саммите приняли участие избранный в ноябре прошлого года президент Киргизии – Сооронбай Жээнбеков и новый премьер-министр Армении – Никол Пашинян. Заметим сразу, что все участники саммита согласились в том, что союз оправдал свое предназначение, а это открывает широкие перспективы для его дальнейшего развития, тем более, что и многие другие страны в Евразии проявляют к этому заметный интерес.
Не случайно, одним из важнейших решений саммита стало учреждение статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС, предоставленный Молдавии, президент которой Игорь Додон принял активное участие в этой встрече. Журналистам было интересно узнать, что участники союза «готовы рассмотреть заявки и других заинтересованных стран, прежде всего, конечно, государств Содружества».
Россия, которая председательствует в 2018-м году в органах Евразийского экономического союза, предложила на саммите развёрнутую программу совместной работы. В числе приоритетов — наращивание совместных усилий по созданию единых рынков товаров и услуг, дальнейшее развитие торгово-инвестиционных связей, укрепление производственной и технологической кооперации. Главы государств согласились в необходимости продолжить курс на сближение валютно-финансовой и денежно-кредитной политики, создание более эффективных транспортных и логистических связей. Приоритетное внимание по-прежнему будет уделяться устранению еще остающихся ограничений и изъятий на пути свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы.
В ходе сочинской встречи, как отмечают эксперты, лидеры стран ЕАЭС четко обозначили и свои национальные интересы, которые могут и должны сопрягаться с экономическими и стратегическими целями и задачами объединения. При этом западные аналитики не оставили без внимания рассуждения белорусского лидера Александра Лукашенко о том, что Союз не следует трактовать «как экономический базис политической интеграции». Другие же участники встречи, судя по всему, не пугались положить на «общее благо» часть своего суверенитета, что для ЕАЭС вовсе и не характерно, а говорили преимущественно о торгово-экономических, финансовых и других проблемах интеграции и кооперации.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян предложил «сделать акцент на совместное развитие высоких и новых технологий, обеспечение на деле равных условий для хозяйствующих субъектов, на решение тех актуальных вопросов, которые напрямую влияют на качество жизни населения в государствах ЕАЭС». Лидер Киргизии Сооронбай Жээнбеков педалировал интерес Бишкека «к обеспечению равных прав и социальных гарантий мигрантов на территории объединения» и выразил пожелание наделить экономическую комиссию «дополнительными компетенциями для оперативного решения спорных ситуаций в передвижении товаров».
Интересные мысли на саммите озвучил и Нурсултан Назарбаев, в частности, он предложил «проработать возможность реализации крупных инфраструктурных мегапроектов», напоминающих формат китайской инициативы «Один пояс — один путь». К ним, по его мнению, относится проект высокоскоростной железной магистрали «Евразия», которая соединит Европу и Азию через территорию России и Казахстана. Другим перспективным проектом, полагает он, стало бы строительство судоходного канала «Евразия», который позволит связать водными путями Чёрное и Каспийское моря.
Как отметил российский президент Владимир Путин, «хорошие возможности для развития сотрудничества открываются в атомной энергетике, в области возобновляемых энергоисточников, в экологии, медицине, космосе. В этих передовых отраслях важно расширять производственную кооперацию, совместно работать над новыми технологиями и ноу-хау, внедрять инновации, отвечающие требованиям мировой экономики, глобального технологического развития». Говоря о текущей работе союзного строительства, президент России сообщил о намерении создать «совет министров сельского хозяйства стран Союза, который займётся согласованием общей стратегии в агропромышленной сфере и продвижением союзной продукции на зарубежные рынки».
В этом контексте аналитики отмечают уже успешную работу Евразийской экономической комиссии, особенно когда речь идет о формате создания общих рынков в масштабах организации. Например, уже создан общий рынок фармакологической продукции и продукции медицинского назначения. На этом поле в ЕАЭС разработаны общие условия, единые требования, обеспечено свободное хождение продукции стран-партнеров на территории каждой из стран, что, естественно, расширяет возможности национальных производителей. Первые успехи в формировании общего рынка электроэнергии уже позволяют определенным образом регулировать энергетический баланс, что может быть подспорьем в случае дефицита или профицита энергоресурсов в той или иной стране ЕАЭС
Стать участником ЕАЭС, присоединиться к реализуемым в Союзе программам, отмечают экономисты-аналитики, становится явно выгодным и целесообразным, особенно в условиях череды западных санкций, которые прямо или косвенно отражаются на экономике всех государств Содружества. Хотя бы потому, что, как известно, более 80 процентов евразийского рынка занимает Россия. Но именно поэтому, полагают эксперты, даже в условиях антироссийских санкций наблюдается весьма динамичное развитие всех участников ЕАЭС.
В минувшем году, например, валовой внутренний продукт стран-участниц организации вырос на 1,8 процента, промышленное производство увеличилось на 1,7 процента, а сельскохозяйственное – на 2,5 процента. Тенденция роста, сменившая спад, связанный в первую очередь со снижением мировых цен на энергоносители и западными санкциями против ведущей экономики Союза – России, является очевидной и набирающей силу. Во всех государствах ЕАЭС снизился уровень инфляции в среднем до 3,1 процента, заметно улучшилось состояние их внешней и внутренней торговли. Поставки товаров и услуг на рынки третьих стран возросли на 24,4 процента, а товарооборот между государствами – членами ЕАЭС вырос более, чем на 26 процентов.
Участники сочинского саммита с удовлетворением констатировали, что евразийское объединение международными экспертами уже воспринимается как открытый, общий рынок и как единое инвестиционное и деловое пространство, развивающееся без каких-либо политических условий и дискриминационных ограничений. Не случайно, в рейтинге Doing Business-2018 ЕАЭС занимает уже 35-е место, из тех 190 мест, которые учитываются международным бизнес-сообществом. По отдельным индексам ЕАЭС вошел в число мировых лидеров, например, по таким, как регистрация собственности, присоединение к электросетям, исполнение контрактов и другим.
Но дело, конечно, не только в формальных рейтингах, а в том, что ЕАЭС становится привлекательной экономической структурой, к сотрудничеству с которой проявляют интерес многие другие страны. Так, успешно реализуется соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Благодаря этому в 2017-м году совокупный экспорт государств ЕАЭС в эту страну вырос сразу на 40 с лишним процентов!
На повестке дня — подписание соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем и временное соглашение об образовании зоны свободной торговли с Ираном. Успешно идут переговоры о заключении преференциальных договорённостей с Израилем, Сербией, Сингапуром. В скором времени стартуют аналогичные переговоры с Египтом и Индией. Стремление многих государств и влиятельных интеграционных объединений к сотрудничеству с ЕАЭС свидетельствует о том, что в международном сообществе эта организация приобретает все большее влияние и авторитет.
Виктор Барсов, публицист
Специально для «Авесты» и БиП