Avesta.Tj | 05.06.2017 | Состоявшаяся на днях в грузинской столице – Тбилиси весенняя сессия Парламентской ассамблеи (ПА) НАТО стала всего лишь дополнительным подтверждением того, что этот атлантический блок, состоящий, по выражению российского президента Владимира Путина, из американских «вассалов», окончательно теряет ориентацию в пространстве и времени, все мучительнее определяется с мотивациями своего существования и миллиардных расходов.
Но одно направление в «деятельности» этой организации с момента ее образования остается обязательным и неизменным. В современной международной ситуации – это, конечно же, не борьба с международными террористическими бандами и целыми их «государствами», а использование совокупной военной мощи альянса для обслуживания стратегических интересов его «хозяина» и главного финансового спонсора – Вашингтона. Трудно не согласиться с утверждением лидера России о том, что «когда какое-либо государство вступает в НАТО и становится членом западного военного блока, то его руководству становится очень тяжело сопротивляться давлению со стороны Вашингтона…» Поэтому, естественно, на территории такого государства могут без особых для американцев проблем размещаться и «системы противоракетной обороны, и новые военные базы, и новые ударные комплексы».
В этом, очевидно, и заключается главный стратегический смысл и политическая мотивация непрекращающегося расползания военной инфраструктуры этого рудимента «холодной войны» по евроазиатскому пространству, где американцы в первую очередь определяют свои «жизненно важные» экономические и политические интересы, давно и бесцеремонно «перешагнувшие» атлантические границы. Зачем, задаются вопросом, эксперты, так уж необходима генералам из Брюсселя и Пентагона маленькая Грузия, с немощной армией и нулевым весом в международном сообществе?
Объективно говоря, с позиции атлантистов речь идет, конечно же, в первую очередь об использовании блоком НАТО территории этого государства, а не о благоденствии, развитии и безопасности его народа. Нелегко поэтому понять «логику» и расчет некоторых лидеров Тбилиси, которые опрометчиво и рискованно готовы превратить «вверенную» им республику в плацдарм и своего рода политическую вотчину НАТО и, следовательно, стать пешкой в череде стратегических авантюр Вашингтона и Брюсселя в регионе.
Не приходится удивляться, что высокопоставленные западные политики уже поспешили охарактеризовать грузинские власти как «надежного, стратегического партнера, образец демократии и даже как островок стабильности» на Кавказе. Об этом, в частности, по окончании Парламентской ассамблеи на пресс-конференции в Тбилиси говорил ее президент Паоло Алли, подчеркнув при этом, что «защищать Грузию — значит, защищать Европу». Этот ответственный чиновник альянса своим провокационным высказыванием провозглашает де-факто ассоциацию республики с военным блоком, где провозглашен принцип «один — за всех, а все – за одного». Впрочем, эту же тему и ранее постоянно и на разных уровнях муссировали высокие чины из администрации США и правительства Турции, стимулируя верноподданческие высказывания на этот счет со стороны ряда грузинских политиков.
Завидное усердие в этом смысле демонстрирует в последнее время сам грузинский президент Георгий Маргвелашвили. Вдохновленный, видимо, самим фактом состоявшейся у него «дома» ПА НАТО, он поведал прессе о «терпеливом ожидании того исторического дня, когда альянс наконец-то решится стать еще сильнее в результате… принятия в свои ряды Грузии». Он напомнил чужеземным генералам об «очень сложной ситуации в регионе, вследствие чего власти Тбилиси противостоят вызовам, связанным со стабильностью страны, уровнем жизни и быта населения…»
Оказывается, убежден озабоченный грузинский президент, именно это и создает «угрозы утвержденным цивилизованным миром ценностям». Но на этом Георгий Маргвелашвили не остановился, а посчитал необходимым делом констатировать, что нынешний грузинский режим «всегда рядом с союзниками и защищает глобальную стабильность». Одним словом, «в огороде бузина, а в Киеве – дядька», если руководство Грузии ставит в один ряд вопросы «глобальной стабильности» и низкий уровень жизни населения республики. Как же тогда тбилисский режим сможет вносить в кассу НАТО два процента ВВП, если вдруг на самом деле окажется в «семействе» атлантистов?
Вопрос остается лишь за малым, рассуждают эксперты: является ли это «партнерство» обоюдным, равноправным и свободным, или грузинам по определению уготована роль послушных исполнителей воли и планов Дяди Сэма и его брюссельских подчиненных? Ведь на деле американцы уже довольно прочно обосновались в Грузии и успешно реализуют здесь свои интересы, мало обращая внимание на жаждущую членства в НАТО местную политическую элиту, которая только в опоре на чужаков видит шансы на собственное выживание и удержание в стране власти. Поэтому-то грузинские военные и принимают участие в программах перевооружения НАТО и в «миротворческих миссиях» альянса, в том числе в Афганистане. Сюда же эксперты относят и появление вблизи Тбилиси учебно-тренировочного центра НАТО, а также пребывание на постоянной основе военных советников альянса, которые озадачены нелегкими проблемами «адаптации» вооруженных сил республики к стандартам блока.
Но это всего лишь видимые проявления «сотрудничества» атлантистов с грузинскими властями. Имеются и такие его аспекты, которые обе стороны старательно скрывают от международной общественности. В пригородах Тбилиси, к примеру, уже давно функционирует «экстерриториальная» биологическая лаборатория, где американские «ученые» проводят исследования и опыты с опаснейшими вирусами и микроорганизмами двойного назначения. По существу, по мнению экспертов, речь идет об использовании территории республики для разработки очень рискованной и плохо контролируемой американской системы «БиоПРО».
Не случайно же, вашингтонские власти в одностороннем порядке уклоняются от международного контроля за такого рода «изысканиями», проводя их к тому же далеко от своих «берегов». Грузинские же власти закрывают на все это глаза, надеясь, видимо, взамен на политическую и экономическую благосклонность заморских «друзей», но подвергая громадному риску жизнь и здоровье населения, благополучие животного мира и природы.
В этих условиях обычной практикой стало проведение на территории этой республики и такой формы «взаимовыгодного сотрудничества», как совместные военные учения, запрограммированные на отпор «внешнему врагу». Кто этот опасный и коварный супостат, — в головах тбилисских правителей и брюссельских генералов, судя по всему, не имеется ни малейших сомнений. Еще во времена правления Михаила Саакашвили, который довел страну до этнических кровавых конфликтов и территориального распада, «главным врагом и угрозой для Грузии» была объявлена Россия.
Между тем, как отмечает западная печать, именно Москва своими решительными действиями в 2008-м году предотвратила масштабную гражданскую бойню в этом государстве и полный его распад на мелкие национальные образования. Здравомыслящим политикам Грузии был тогда предоставлен шанс ревизовать «итоги» внутренней и внешней политики прозападного режима М. Саакашвили, повернуться лицом к реальным национальным интересам республики и ее народов. И хотя сам экс-президент в Грузии объявлен в розыск как государственный преступник, его политическое «наследие» дает и поныне о себе знать. Разумеется, не без усердия тех обосновавшихся здесь западных структур, которым Грузия нужна в качестве антироссийского буфера на Кавказе.
Эта республика как формально заявленный «стратегический партнер» добросовестно выполняла и выполняет все требования США, Турции, НАТО и ЕС, в том числе, как уже отмечалось, послушно участвует в военных миссиях и некоторых «миротворческих» операциях альянса. Власти Тбилиси тешат себя надеждой, что их вклад в «обеспечение глобальной безопасности» будет оценен по достоинству, и страна наконец-то облачится в атлантическую униформу.
Но все ли согласны и готовы в Грузии к такому политическому маскараду, за которым явно просматривается стратегический умысел исключительно атлантистов, находящихся на службе и довольствии американцев? На поверку выходит, что в самой Грузии отношение к потенциальному членству республики в НАТО далеко неоднозначное. Так, один из видных деятелей грузинской оппозиции, влиятельный в стране политик Нино Бурджанадзе убеждена, что «ни НАТО, ни США не в состоянии решить жизненно важные проблемы Грузии». В то же время, как она полагает, все политические маневры вокруг этого вопроса, который не имеет шансов на логическое завершение, лишь осложняет и затягивает процесс полномасштабной нормализации отношений Грузии с Россией, в чем как раз и состоит главная цель атлантистов, которую они по большому счету и не скрывают.
А вот властям в Тбилиси, по мнению авторитетных грузинских экспертов, рано или поздно придется осознать, что их атлантический выбор ведет в политический тупик, повышает риски внутриполитической дестабилизации в Закавказье, вовлечению республики в опасные стратегические авантюры военного блока и его заокеанского распорядителя.
Виктор Барсов, публицист
Специально для «Авесты» и БиП