Avesta.Tj | 09.03.2012 | Таджикско-российские отношения всегда были и остаются в центре внимания общественности Таджикистана. Несмотря на некоторое охлаждение в этих отношениях, официальный Душанбе заявляет, что Россия остается быть стратегическим партнером Таджикистана, как в экономическом и гуманитарном, так и в военном плане.
Каждый из сторон имеет свои интересы. Таджикистан «связывает» с Россией трудовая миграция, экономические проекты, военное и военно-техническое сотрудничество. Россия, также заинтересована, как в военном, так и в экономическом присутствии в регионе Центральная Азия, в частности в Таджикистане.
Приоритет, пока Кремль отдает военному присутствию на таджикской земле. Совсем недавно стороны наконец-то достигли консенсуса по пограничным вопросам, ратифицировав таджикско-российское соглашение о пограничном сотрудничестве.
Не решенным остается вопрос о продлении срока пребывания в РТ 201-й Российской военной базы и использования военного аэродрома Айни.
В ходе официального визита президента России Дмитрия Медведева в Душанбе в сентябре 2011 года стороны заявили, что Договор о продлении срока пребывания 201-й РВБ в Таджикистане аж на 49 лет будет подписан в первом квартале 2012 года. Первый квартал подходит к концу, а вопрос остается, пока открытым.
Загвоздка, по мнению отдельных экспертов, заключается в оплате за военное присутствие, которую по некоторым данным требует таджикская сторона. Официальное мнение Кремля по данному вопросу, пока остается неясным.
Своим мнением по данному вопросу и других направлений таджикско-российского сотрудничества с «Авеста» поделился военный эксперт, полковник запаса, экс-сотрудник ГКНБ Таджикистана Хикматулло Иззатов.
По его мнению, одной из причин затягивания подписания Договора о продлении срока пребывания Российской военной базы в Таджикистана являются президентские выборы, «отвлекшее Россию от решений некоторых вопросов, в том числе и российских проблем в Центральной Азии».
«Есть, также некоторые моменты с посещением российского лидера Ташкент, где в входе встречи Медведева и Каримова глава России заявил, что по строительству Рогунской ГЭС необходимо учитывать мнение соседних государств. Данное заявление Медведева пошло в противоречие с нашей позицией и, в российско-таджикских отношениях началось некоторые охлаждение. Был поднят вопрос об оплате дислокации 201-РВБ. Я не исключаю, что именно поэтому происходит затягивания подписания данного договора, либо Медведев ждёт окончательного прихода к власти Путина», — отметил Иззатов.
Говоря об отношениях Владимира Путина к Таджикистану, эксперт сказал: «Путин не однократно посещая Душанбе, подчёркивал, что Россия и Таджикистан находятся в партнёрских и стратегических отношениях, которые будут поддерживаться и впредь.
«Если те условия, которые связанны с оплатой дислокации 201-РВБ будут решены с обеих сторон положительно, то отношения будут улучшаться, но оплата должна быть соответствующей», — считает военный эксперт.
Затрагивая вопрос, является ли 201-я РВБ гарантом безопасности в Таджикистане, включая от возможной агрессии афганских талибов после вывода войск НАТО из Афганистана, Иззатов подчеркнул: «Талибан является угрозой не только для Таджикистана, но и для Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Казахстана, потому, что талибы делают ставку на исламский фактор, социальная база которого есть в этих республиках, учитывая, что население региона сильно придерживается исламской религии, а кое-где даже фанатично.
«Тем более, что на территории Центрально-Азиатских государств действуют запрещенные религиозные экстремистские партии — ИДУ, Хизб-ут-тахрир, и эти партии являются базой для талибов, и они могут опираться на них», — пояснил Иззатов.
«Кроме того целью Талибан является создание на территории бывшего халифата, Исламского халифата, опираясь на религиозный экстремизм и фанатизм, проявление которых есть в Башкирии, Татарстане и на Северном Кавказе. Россия на этом фоне событий не может быть безразлична к обстановке в Афганистане и к республикам Центральной Азии», — подчеркнул эксперт.
По его мнению, Российская военная база является фактором стабильности в Таджикистане так, как находящиеся Афганистане силы НАТО не стабилизировали обстановку, и 201-я РВБ — это фактор сдерживания Талибов с территории Афганистана на Среднюю Азию потому, что такая тенденция опасности угрозы Таджикистану существует после ухода сил НАТО из Афганистана.
«В нынешнее время пограничные войска Таджикистана не в состоянии самостоятельно сдерживать талибов, и, поэтому необходимо противопоставлять талибам силы, которые могут остановить их с уходом сил НАТО», — считает Иззатов.
Что касается ухода сил НАТО, то, по словам эксперта, если обстановка в Афганистане не изменится до их ухода, то после вывода сил НАТО таджикско-афганская граница будет напоминать примерно афганско-пакистанскую границу, напряженная обстановка будет сохраняться, и, на некоторых участках границы возможно просачивание талибов на территорию Таджикистана.
Иззатов считает, что Таджикистан должен поддерживать с Россией серьезные военные отношения. «С Россией необходимо поддерживать хорошие отношения, и развивать военно-техническое сотрудничество, при этом не забывать о других направлениях таджикско-российских взаимоотношений», — отметил он.
«С Россией будет лучше, чем с другими государствами. Этому способствует языковой фактор, общая история, хорошее знание друг друга. Просто нужно постараться заполнить некоторые пробелы в двухсторонних политических отношениях, и сотрудничество пойдет в гору», — заключил Иззатов.