Avesta.Tj | 21.10.2011 | Глава Исполкома Переходного национального совета (ПНС) Махмуд Джибриль пообещал объявить в течение 48 часов о полном освобождении Ливии. Как оказалось, чтобы вновь зажить счастливой и благополучной жизнью, ливийцам не хватало одного — смерти уже низложенного вождя Ливийской Джамахирии.
Вслед за Джибрилем в эфире арабских телеканалов члены руководства ПНС — один за другим — нарисовали радужную картину того, какой станет их страна без убитого тирана. Терпимость, плюрализм, главенство закона, выборность органов власти — словом, ливийцы познают все демократические ценности современной политической жизни.
Представители новой власти говорили довольно бойко и убедительно, однако после попавших в телеэфир кадров расправы над «лисом пустыни», в которого превратился некогда грозный правитель Муамар Каддафи, как-то во все это верилось с трудом. Толпа долго глумилась над поверженным на землю некоронованным императором Африки, который, как и обещал, сражался до конца, до последнего патрона.
До сих пор звучат в ушах его слова: «Зенга, зенга» — по всем закоулкам намеревался полковник восемь месяцев назад выловить и истребить «предателей-крыс», поднявших против него вооруженный мятеж. Но все получилось наоборот. «Охота» на завершающем этапе кампании шла на самого ливийского лидера и его сыновей, храбро защищавшихся и погибших вместе со своим отцом.
Еще неделю назад не веривший, что народ отвернулся от него, Каддафи пытался поднять вооруженное восстание. Как признался в интервью общеарабской газете «Аш-Шарк аль-Аусат» официальный представитель ушедшего в подполье правительства Джамахирии Муса Ибрагим, он и его соратники уговаривали полковника отложить обреченную на провал попытку, но Каддафи спешил наказать новых хозяев страны, обещая им «ночь огня».
Сорвавшееся восстание, тем не менее, стало настораживающим сигналом для натовской коалиции, и в Триполи пожаловала с неожиданным визитом госсекретарь США Хиллари Клинтон. Ее прибытие совпало со слухами о том, что не смирившийся с потерей власти полковник готовит вторжение верных ему отрядов ливийских военнослужащих, которые укрылись на территории соседних Туниса и Нигера.
Пожимая на военном аэродроме руки группе бородатых исламистов, очень похожих на арабских моджахедов, воевавших на стороне талибов в Афганистане, шеф американской дипломатии с улыбкой вынесла вердикт: «Настало время убить или схватить Каддафи, чтобы ливийский народ его больше не боялся». Не прошло и двух дней, как приговор был приведен в исполнение рукой 18-летнего Ахмеда аш-Шайбани. Пулю в висок диктатору, находящемуся в предсмертных судорогах, он пустил на глазах у ликующей толпы из 9-миллиметрового золотого пистолета, который Каддафи всегда носил с собой.
Представители ПНС постарались смягчить безжалостную сцену линчевания, всплывшую на телеэкранах. По их словам, приказа о ликвидации бывшего правителя не поступало, и он, дескать, был убит неумышленно, в перестрелке. А может быть, еще раньше, когда французские «Миражи» атаковали сумевшую вырваться из Сирта военную колонну и не дали Каддафи и его сыновьям уйти живыми после многодневного штурма родного города бывшего ливийского правителя.
Как бы то ни было, новые хозяева Триполи и их покровители на Западе явно спешат перевернуть страницу и поздравляют друг друга с избавлением от «проблемы Каддафи». Ведь живой полковник, которого еще год назад принимали с распростертыми объятиями в европейских столицах, мог поведать на международном судебном процессе о многих секретах. В этом плане, в отличие от казненного иракского диктатора Саддама Хусейна, он, арестованный, представлял куда большую угрозу находящимся у власти западным политикам.
Однако поставил ли юный боец из Мисураты точку в кровопролитном конфликте, которым охвачена Ливия? Действительно ли ливийский народ так легко расстанется с 42-летним периодом своей истории? Да, на улицах Триполи и Бенгази сегодня сжигают «Зеленую книгу» с утопическими идеями гармоничного и справедливого народного правления, родившимися в голове Каддафи, который всегда отличался неординарностью.
Но трудно поверить, что все ливийцы, выходившие совсем недавно десятками тысяч на площади, чтобы приветствовать своего вождя, делали это только за щедрую плату клевретов правящего режима. Ведь население Ливии в основной своей массе жило в достатке. Белые города, чистые улицы, безопасность и порядок — теперь, после бомбардировок и обстрелов, все это уже в прошлом.
Как считает британский востоковед Роберт Фиск, сотканное при короле Идрисе лоскутное одеяло Ливии вот-вот затрещит по швам. Впрочем, на угрозу возникновения межплеменных войн в результате ослабления центральной власти указал и сам глава администрации ПНС Джибриль, который уже объявил, что намерен покинуть свой пост и не ввязываться в политическую игру с неизвестным исходом.
Джибриль столкнулся с проблемой в Триполи, где выясняют отношения берберское ополчение, контролирующее большую часть ливийской столицы, и милиция исламистов. Их предводитель Абдель Хаким Бельхадж потребовал предоставления ему «львиной доли» министерских постов в переходном правительстве.
Решение руководства ПНС похоронить Каддафи в неизвестном месте говорит о том, что угроза партизанской войны в Ливии не миновала. После убийства полковника вчерашние союзники по оружию превращаются в политических противников. Сумеют ли они договориться между собой о разделе власти — покажут ближайшие недели. Тем временем арабские и западные дипломатические источники высказывают опасения, что с отставкой такой сильной фигуры, как Джибриль, ПНС прекратит существование.
По материалам «ИТАР-ТАСС»