В минувший вторник в Душанбе в конфренц-зале Кохи «Вахдат» состоялся брифинг адвокатов, защищавших компанию ОРИМА и ее главу – бизнесмена Маруфа Орифова в ходе недавнего судебного процесса. Московский адвокат Сергей Мирзоев рассказал журналистам почему не согласен с вердиктом суда и что намерен делать дальше.
Первое с чего начал свою речь Мирзоев, с оценки приговора, вынесенного судьей Верховного суда Шавкатом Абдулхайровым в отношении М. Орифова.
Напомним, что он приговорил бизнесмена к 8,5 годам лишения свободы с конфискацией имущества, притом, что сам прокурор просил всего четыре года.
«Это собрание юридических ошибок и, мягко говоря, неточностей, — сказал адвокат из Москвы, демонстрируя журналистам копию документа. – Приговор нас разочаровал, мы ожидали более серьезного подхода к делу».
По его словам, суд подошел к обстоятельствам дела не с юридической точки зрения, а больше с конъюнктурных позиций.
Он возмутился тем фактом, что «человека осудили за неуплату налогов, а саму сумму недоимки не установили». То есть не понятно за что тогда его осудили.
Мирзоев также удивлен тем, что суд слепо принял за основу данные проверок, проведенных налоговыми органами, хотя очевидно, что они всегда заинтересованы в увеличении начисления налогов. Судом не было проведено каких-либо независимых проверок, все, что представили налоговики было принято как истина.
«Налоговики как обычно сделали акцент не в пользу налогоплательщика, они всегда хотят получить больше налогов, и вот такой «цеховой» документ берется за основу обвинения…», — разочаровано констатировал факт представитель защиты.
При этом, оказывается, суду было представлено заключение независимого аудитора, который не выявил каких-либо серьезных нарушений со стороны компании M&P, однако суд его проигнорировал.
Сам факт того, что ни один аргумент защиты не был принят судом во внимание, шокирует, признался адвокат из Москвы. С таким там сталкиваться не привыкли.
Было бы более объективным доказательством, использования судебно-бухгалтерских, судебно-аудиторских проверок, однако это сделано не было.
«Возникает вопрос – почему мы должны верть акут налоговой проверки?», — то ли спросил журналистов, то ли задал риторический вопрос Мирзоев.
Он отметил, что вопиющим фактом является не признание властями так называемой «дедушкиной оговорки», когда вновь принимаемые законы в области налогообложения не имеют обратной силы.
В свое время страна находилась в переходном периоде, не знала, как привлечь инвестиции. Для этого власти пошли на создание льгот для иностранных инвесторов, им был обещан десятилетний срок с налоговыми льготами, но теперь их наказывают за то, что обещали сами. Такое отношение явно не усилит инициативы главы государства по привлечению новых внешних инвестиций.
«Суд зачеркнул гарантии иностранного инвестора, — сказал адвокат, – отнял данное ему право выбирать вид налогообложения. Это произвол над законом, это означает «красный свет» остальным инвесторам. Я боюсь, что именно так и «прочтут» этот приговор в других странах».
Касательно факта дачи взятки со стороны Орифова сотруднику ГКНБ, Мирзоев отметил, что тот чексит не обладал правами на совершение таких действий, и вообще бизнесмену не было смысла «подогревать» последнего, так как от него ничего не зависело: ни отмена налоговой проверки, ни браковку испорченного продукта и т.
п. Защита считает, что суд так и не доказал мотива, по которому Орифову вообще стоило предлагать взятку.
«Есть неприятная симметрия – максимальное обвинение, максимальное наказание по всем статьям, что есть тенденция – обязательно посадить Орифова, причем безнадежно», — резюмировал адвокат ОРИМЫ.
Пресс-конференция была приобщена к подаче кассационной жалобы стороной защиты в коллегию ВС. Организаторы отметили, что намерены организовать международный юридический коллоквиум на котором эксперты из разных стран попытаются разобрать все детали этого дела. Сделано это будет не в целях защиты, а для получения независимого экспертного мнения.
Адвокат воздержался от комментариев того, кому нужно развалить сеть ОРИМА, а на вопрос «ФК», знает ли, по их мнению, о ходе дела президент страны, ответил отрицательно.
«Уверен, если бы он знал об этом, то суд был бы справедливым», — сказал С. Мирзоев и призвал все СМИ акцентировать свое внимание на этом деле.- Если общественность в стороне, суд превращается в расправу».