Тараканы, по утверждению ученых, при холоде в -5 градусов по Цельсию погибают уже через 30 минут, а при -7 и того меньше – всего за минуту. Таджикистанцы, пережившие уже не одну минусовую ночь нынешней зимой, доказали, что они не тараканы, а выносливые существа. Хотя в понедельник ночью при – 20 «за бортом» чуть не показалось, что все — это финиш…
Нет худа без добра, говорили предки и были правы. Все в этом мире относительно и за каждой неудачей и минусом нужно видеть свои плюсы. Даже если этот минус — на столбике термометра.
Нынешняя зима в Таджикистане выдалась необычной холодной, по данным Гидрометеоцентра, столь сильных морозов не было уже 25 лет. Но разве мы, извините за каламбур, не ожидали такого «неожиданного» прихода зимы?
Согласитесь, все знали, что она опять нечаянно нагрянет, что «веерных включений» света (когда число часов подачи света меньше их отсутствия это называется включение, а не выключение) не избежать.
Все догадывались, что ближе к различным «идам», к Новому году цены взлетят вверх, зато вот сесть на доступный транспорт, зажечь конфорку с газом или почувствовать теплоту батарей не придется. Но хотелось самообмануться – а вдруг все будет иначе?
Не будет, и не стало. Поэтому пора прекратить жаловаться на жизнь, на правительство, тем более на руководителей энергетической отрасли и отдельных ее структур – в этом практически нет их вины, это системные структурные проблемы, которые невозможно решить за год, и за два, и за 10…
ИЩЕМ ВИНОВАТЫХ? ПОСМОТРИМ В ЗЕРКАЛО!
Во многом виноваты мы сами. Разве квартиры и дома, в которых мы живем – это чье-то чужое или государственное? Нет, наше, значит, и заботиться о нем мы должны сами.
Почему большая часть людей не удосужились подготовить свои жилища к холодам? Кто мешал заклеить окна скотчем, по возможности купить солнечные батареи типа НПО (независимые от правительственного освещения) с мощными аккумуляторами или дизельные генераторы?
Все лето некоторые фирмы предлагали установку «теплых полов», но жители не бросились приобретать новинку. Хотя бы «сандали» и печки-буржуйки организовали…
Правда, говорят, сейчас в Душанбе во многих квартирах буржуйки все же появились, но — только на верхних этажах. Потому что якобы в местных хукуматах разрешили только верхние этажи, столица все-таки.
Тем не менее, советую и другим — на нижних этажах поставить такие же, а потом как-нибудь объяснить контролерам, что столица столицей, и хоть мы не тараканы и выживаем, но ведь холодно же!
Хорошо хоть братья-китайцы нас выручили, летом большую партию термосов забросили, теперь, наверняка, в каждом доме хоть теплый чаек найдется.
Тем же, у кого нет воды, просьба не возникать. Замерзла она в трубах, так кто же виноват: опять хукумат, опять коммунальщики? А что трубы их, вода идет в их дома или в наши? Надо было утеплять трубы, менять всю систему водоснабжения за свой счет, сбрасываться надо было, а то, что налоги платим, забыть.
То же касается и тех, у кого этой воды наоборот много, то есть потоп с чердака, из проржавевших труб отопления. Мало того, что нам отопление (в некоторых районах с хорошей родословной) дают, так мы еще и недовольны, что весь потолок заливает горячей водой. Главное до дома впервые за 15 лет горячую воду провели, а дальше…
И нечего винить благодетелей. При этом нам, непредусмотрительным, обещали дополнительно перекинуть 1 млн. кВтч электроэнергии в сутки, еще один миллион кВтч энергии (О, Аллах, слава Тебе, Всемилостливому и Всемогущему!) стала выдавать Сангтудинская ГЭС-1. А ведь зима уже наполовину прошла, значит скоро будет совсем тепло и весело, даже в Афган подкинем немного!
И потом, у меня вопрос к таджикским мужчинам, подающим свой голос недовольства на несанкционированных махаллинских сходках: слушайте, вы где ежегодно батрачите — в России или в Индии. Неужели в том же Красноярске или Самаре, теплее, чем сегодня в Таджикистане?
Наверное, вы там по улицам не ходили, только и делали, что из теплого вагончика в теплое метро заскочить, из метро – на стройку, в какую-нибудь дачку или квартиру с центральным обогревом.
А для чего вас туда страна посылала: чтобы вы там организм закаляли или разнежились, как барышни кисельные? Не обижайтесь, это шутка.
ТАРАКАНОВ НЕ ЖАЛЬ, НО ГОСТЕЙ…
Наши мужчины (и женщины, конечно, тоже) на самом деле очень выносливые люди – Homo Garenius (Гарение Человек!). И это надо использовать.
Если нас не берет -20 градусов, как это было в минувший понедельник (на всякий случай давайте посчитаемся, все ли мы на месте!), то можно воспользоваться ситуацией и… К примеру, избавиться от наглых и надоедливых соседей – тараканов.
Оказалось, что эти, неподвластные нам, а также заодно СЭС, налоговой инспекции, прокуратуре, антикоррупционному агентству и другим контролирующим органам, существа погибают в течение 60 секунд при температуре -7 градусов.
Остается открыть окна на 10-15 минут, укутавшись посильнее в одеяла, и дело будет сделано. При этом очевидно, что хозяева квартиры почти ничего не почувствуют, так как при 3-4 часовой подаче света в сутки, вероятно, разница температуры внутри квартир и снаружи невелика.
Главное, чтобы в это время у соседа тепло не было, иначе все тараканы туда сбегут, переждут и вновь вернутся. А то когда потом еще таких выгодных условий дождешься?
Кстати на днях у одного знакомого один случай был, рассказал, мы долго смеялись. К нему в гости приехали старые друзья из России, а у него дома, в хавли — «красная линия», то есть всегда есть свет (только не спрашивайте, откуда и как, я не козел).
Хотя гости были из Сибири, люди закаленные, но мой знакомый решил не испытывать их терпение, и включил для них печку, да еще обед разогрел. Но вскоре наступил вечер, стало темнеть, и «иваны» попросили, мол, брат-Кудрат, включи свет, темно же и телевизор, а то скучно.
Он и так, и эдак, как только не отвлекал их от этой темы, пока не пришлось признаться – ни у кого в округе нет света, а у меня есть, если я включу, все прибегут ко мне и будут допытываться откуда, а потом и вовсе свет отрежут. Скажите спасибо, что печку включил.
Как только они его не уговаривали, но он ни в какую: говорит, хотите — обижайтесь, хотите — нет, вам всего ночь-другую без света переночевать, а потом — к себе домой, а мне здесь еще 1,5 месяца жить с лимитом, а к печке уже привык.
Спор прервал радостный гул в районе – неожиданно не по графику дали свет. Наш герой тоже включил свой отдельный рубильник, загорелся телевизор, появился свет, гости стали праздновать и поднимать тосты за процветание таджикской энергетики и экономики.
Прошло пару часов и, изрядно «поддавший» хозяин, выглянув окно, охнул: в округе стоял сплошной мрак и только его дом светился, как факел в ночи.
Свет был экстренно потушен и радостные оживленные беседы перешли в спокойные философские размышления. На утро же пришлось вешать соседям «лапшу» о бесшумном чудо-генераторе русских, которые они привезли как опытный образец для его демонстрации местным властям.
Соседи очень просили узнать, сколько стоит такая машина, способная сделать их поистине суверенными от всего – от нефтяного кризиса на Ближнем Востоке, от российского «Газпрома» и соседнего Узбекистана и собственных энергетиков…
МЕЖДУ ТЕМ ПО ТВ
Смотрел по ТВ запуск первого агрегата Сангтудинской ГЭС. Президент с российскими гостями нажали на кнопку, агрегат завертелся и пошел свет. Ура!
Министр энергетики г-н Гулов неожиданно стал трясти за плечи начальника штаба строительства «Сангтуды-1» Михаила Цой. Интересно, чему он так обрадовался? Очевидно, запуску ГЭС, первой такого масштаба за все годы независимости.
Хотя сосед по этажу, известный в нашем подъезде своим злым языком, предположил, что радость эта была вызвана тем, что событие, неоднократно просроченное, все-таки состоялось и президент больше не даст им нагоняя, либо тем, что теперь будет что отправлять в братский Афганистан.
Он же, комментируя невеселый вид на экране г-на Самиева, все еще возглавляющего «Барки Точик», сделал вывод, что тот либо не рад, предстоящему кадровому заседанию правительства, либо просто замерз.
На Сангтуде в тот день было минимум -10, и хотя все господа были в дорогих норковых шапках и французских тулупчиках, чувствовалось, что они хотели сократить официальную часть до минимума.
Только вечно неунывающий г-н Чубайс, умело распродавший российскую собственность, а теперь и РАО ЕЭС, был в хорошем духе и выступал без бумажки.
Почти нет сомнений, что он думал о миллионах страдающих таджикистанцах, которые теперь получат тепло энергии российско-таджикской дружбы, а не о том, как выгодно можно будет продать Сангтудинскую ГЭС, ставшей почти полной собственностью РФ.
Как заявил СМИ тот же М. Цой из РАО ЕЭС, стоимость проекта строительства Сангтудинской ГЭС-1 на данный момент уже составляет 598 млн. долларов, хотя первоначально оно оценивалась в 482 млн. долл.
«Эта цифра не окончательная, — сказал он. — По ходу строительства затраты на возведение электростанции могут быть и выше».
Принимая во внимание, что изначально Таджикистану было выделено лишь 25% акций в новом проекте, и то, при условии выплаты части госдолга перед РФ (50 млн. долл) на строительство ГЭС, что выполнено не было, подорожание проекта на 100 млн., делает ГЭС полностью российской. Чубайс просто гений!
А ТЕПЕРЬ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО
В Душанбе в результате отключения света погибли люди. Недоношенные новорожденные дети — не зародыши какие-нибудь, а живые люди, которым уже не суждено стать врачами, экономистами, спортсменами или президентами.
Это настоящая трагедия масштаба страны. Сейчас выясняется, что вроде никто в этом особо не виноват, энергетики не отключали, вроде была авария, у медиков не работал генератор, в стране дефицит энергии, а соседи «загнали» нас в лимит.
Наверняка найдут какого-то «козла опущения», который «самовольно» отключил «по вееру» свет в роддоме, или того, кто вовремя не отрегулировал работу автономного движка, но…
Есть еще более виновные лица, и их не надо далеко искать. Может быть, они не отдавали приказа отключать роддомы и больницы от света, может, они вообще не отдавали никаких приказов, но они больше виноваты.
Виноваты в том, что не могут что-либо изменить в кризисной ситуации, что не могут действенно управлять подчиненными, что не могут контролировать исполнение законов, и что сидят перед теплыми каминами, не слыша стон народа.
В Европе чиновник, не справляющийся со своей работой или при кризисе в отрасли, самостоятельно оставляет пост. В Японии чиновник вспарывает себе живот, если серьезный промах в работе допустят даже не сам он, а его подчиненные.
А что сейчас делают все руководители энергоотрасли страны, а также различные начальники энергосбытов и электросетей? У нас в энергетике успех или системный кризис?
Что сейчас делают руководители районных хукуматов, начальнички отделов? У нас народ пляшет и танцует или устал от такой жизни?
Что сейчас делает министр здравоохранения и руководители всех медицинских структур? Болеть в стране стали меньше, жить стали дольше или наоборот?
Вопросы можно задать и другим. Что делает сейчас министр торговли и экономразвития, сельского хозяйства, финансов, труда и соцзащиты, транспорта и коммуникаций, главы таможни и налогового комитета, агентств по строительству и землеустройству, председатель Нацбанка и все остальные? Явно не заявление об отставке пишут.
Вопрос для всех — у кого из вас есть реальные успехи в работе, у кого достижения перекрывают неудачи?
Кто из вас готов взять ответственность за занимаемые последние места Таджикистана в Индексе человеческого развития ООН, в отчетах Всемирного банка?
Парадокс, но до сих пор никто из таджикских госчиновников добровольно не покидал свое место, даже не попытался сделать такой жест. В этом то вся наша беда, и в этом вся их вина – место чиновника сегодня – это льготы и блага на высоте в несколько этажей над народом, а не адский труд во имя этого народа.
Давайте не будем спрашивать, кто виноват, давайте спрашивать – когда виновные понесут наказание, и когда причина всех бед – бизнес на госдолжности – будет искорена.
Чтобы больше не было остывающих детских тел…