Avesta.Tj | 01.06.2011 | Депутат Европейского парламента Струан Стивенсвон в ходе своего двухдневного пребывания в Таджикистане посетил стройплощадку Рогунской гидроэлектростанции.
Как сообщает радио «Озоди» со слова Стивенсона, в Рогун вместе с депутатом Европарламента поехал президент страны Эмомали Рахмон. После двухчасовой беседы с лидером Таджикистана, и ознакомления с восстановительными работами на Рогуне, Стивенсон отметил, что в настоящее время на объекте работают порядка 7 тыс. человек. Он сказал, что одна из основных его целей от посещения стройплощадки Рогуна является получение наиболее полной информации о проекте перед визитом президента Таджикистана в страны Евросоюза, который состоится в ближайшее время.
«Моя цель — получить необходимую информацию о Рогунском проекте, и довести ее до сведения депутатов Европарламента, так, как не все из них понимают значимость Рогуна для Таджикистана и региона Центральной Азии», — отметил Стивенсон.
Депутат Европарламента, также отметил, что намерен оказать содействие президенту Таджикистана в его поездке по странам Европы, на встречах президента с руководством государств Евросоюза.
Стивенсон еще раз подчеркнул существенную роль Рогунской ГЭС в развитие региона. «Мне не понятна позиция Узбекистана, противостоящего Рогунскому проекту. Перед тем, как написать отчет о Рогуне я изучил проблемы всех пяти стран региона, и пришел к выводу, что Рогунское водохранилище нужно всем для улучшения состояния орошения земель. Кроме того, строительство ГЭС выгодно и Узбекистану, который может закупать дешевую электроэнергию в Таджикистане, и за счет этого уменьшить использование нефти и газа внутри республики, и продавать их за рубеж, получая выгоду», — отметил он. По мнению Стивенсона, Узбекистану пора понять, что Рогунская гидроэлектростанция выгодна не только Таджикистану, но и для экономического развития всех государств низовья.
На вопрос журналиста, не видит ли Стивенсон в действиях Узбекистана, выступающего против Рогунского проекта руку Москвы, считающей, что 70% работ, завершенных на объекте в советские годы, дает ей право претендовать на Рогун, Стивенсон ответил: «Я не приемлю такой подход России, и Россия не имеет право требовать компенсацию за проделанные ею в советское время работы. Если это так, то Россия должна компенсировать Казахстану 40-летние испытания на ядерном полигоне, причинившие вред народу Казахстана. Я напишу об этом в своих следующих отчетах», — подчеркнул Стивенсон.