В субботу пресс-служба ТАЛКО распространила очередное заявление, где алюминиевая компания жалуется на высокие энерготарифы и предупреждает власти от дальнейшего рост цен. Это уже не первое сообщение от ТАЛКО, которая активизировала свою информационную активность начиная с 2011 года. Что стоит за таким информационным штурмом нашей полу-государственной полу-офшорной компании? Попробуем разобраться.
Начнем с разбора аргументов компании. Вначале они проводят душераздирающую цифру – 1,5 млрд. сомони, выплаченных за электроэнергию за последние пять лет. Правда это или нет, остается только верить им на слово, потому как «свежих» аудиторских отчетов ни самого «Талко», ни «Барки Точик» у общественности нет. Впрочем, даже если разделить эту сумму на пять лет, среднегодовые выплаты получаются не столь впечатляющие – порядка 65 млн. долларов\год. Это притом, что средняя выработка энергии по стране составляет в стоимостном выражении порядка 300 млн. долларов. Зачем «Талко» приводит свои «супер-цифры»? Эмомали Рахмону доказать, что они такой большой вклад в развитие страны вносят или нас общественность убедить? Лучше бы рассказали о своих не меньших долгах «Барки Точик» и о причинах их невыплат.
Одну их цитату приведем без изменений. «В то же время, за этот же период, стоимость электроэнергии для алюминиевой компании увеличилась более, чем на 300%. Дальнейшее увеличение энерготарифов в условиях мировых кризисных проявлений и нестабильных экономик стран-партнёров для «ТАЛКО» может стать критическим. Регулирование тарифов на электроэнергию является одним из основных внутренних рычагов обеспечения прибыльности и конкурентоспособности таджикского металла на мировом рынке».
Стоимость электроэнергии для «бедной» компании повысилась втрое. А почему она не должна во столько раз повыситься, если для населения и коммерческого сектора она повысилась аналогично, притом что население в массе своей менее благополучное, чем эта компания?
Аргументы о «конкурентоспособности таджикского металла на мировом рынке» пахнут нафталином, как заезженная пластинка. Наш алюминий уже при выплавке в чушки перестает быть «таджикским», он оффшорный, проданный (или почти даром переданный) на корню иностранному буржую (через наших же таджиков), и забота о его конкурентоспособности – это по логике успешно применяемой грабительской схемы «толлинг» — не нашего ТадАЗа дело. Хватит околпачивать народ!
Представители алюминиевой компании никак «не сменят пластинку эрматовского периода», заявляя о «значении предприятия для экономики республики», прося условия наибольшего благоприятствования. Самое время громко рассмеяться!
При госбюджете почти в 1 млрд. долларов, «Талко», судя по их последним отчетам, приносят в виде налоговых отчислений в казну 50 млн. долларов налогов. Они на всякий случай потому еще и раздувают цифру платежей за электричество, чтобы показать свой дополнительный косвенный вклад. Ладно, приплюсуем им в зачет еще миллионов 15-20 в счет налогов, которые уплачивают в бюджет в виде НДС «Барки Точик» (за отпускаемую им энергию) и другие местные компании, выполняющие заказы «Талко».
Даже в таком случае откуда взято мнение о великом значении для экономики Таджикистана, для госбюджета? Это пару лет назад неплохо в своей статье охарактеризовал Х. А. Тураджонзода, выразив все в двух словах: это «алюминиевые сказки» («афсонахои алюминй»). Давайте выражаться правильно – «Талко» МОГЛО БЫ иметь большое значение для национальной экономики. Пока же наш завод и его успешная работа, низкие энерготарифы для него, нулевые таможенные пошлины – все это имеет большое значение для пары компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских островах.
На этом пресс-служба «Талко» не останавливается приводит в свою защиты какие-то фантастические примеры. В частности, якобы американская транснациональная компания Alcoa закупает электроэнергию по цене 3 цента, тогда как для остальных потребителей её цена составляет 20 центов. Таких цен в мире просто нет, и либо составители пресс-релиза упустили одну цифру спереди, или не сказали, что речь идет о приобретении электроэнергии у собственной электростанции, находящейся в собственности Alcoa.
Упускается из виду много иных параметров, что уровень жизни населения в США несоизмерим с нашим. Что в момент выдачи энергии алюминиевым заводам Alcoa, в это время другие сектора экономики США или стран, где расположены ее заводы не испытывают голод в энергообеспечении.
Вот дорогие «белые воротнички» ТАЛКО убеждают нас о своем большом значении для Таджикистана, и не говорят, что сейчас зимой дефицит энергии, малый и средний бизнес (один из крупных налогоплательщиков страны) не дополучает свет, и из-за падения объемов производства, снижается налогооблагаемая база. Население сидит в холоде, болеет, многие из-за таких социальных катаклизмов покидают страну (посмотрите в учебниках насколько снижается ВВП страны при снижении занятости население в экономике на один процент).
В холоде и темноте в своих домах сидят те, из-за кого вообще выживает Республика Таджикистан – родственники трудовых мигрантов. Если правительство еще несколько лет так будет нерационально относиться к производству и сбыту электроэнергии, мы получим социальные потрясения, а ведь половина электричества зимой уходит на «Талко». А они вместо спасибо в адрес правительства и «Барки Точик» и извинения перед народом Таджикистана, еще выражают свое недовольство.
Обычная компания – это может быть мини-предприятие по производству колбасы, коммерческая фирма, оказывающая консалтинговые услуги или ателье по пошиву одежды сейчас платит почти в три раза больше, чем «Талко». В среднем все субъекты малого и среднего бизнеса облагаются налогообложением в размере 40-60% от своего валового производства, в то время как «Талко» платит в лучшем случае социальные отчисления от своей зарплаты и НДС на получаемую электроэнергию, что совокупно не превышает и 10-15% от валового производства. Получается как в той сказке где, крокодил льет слезы!
А про свои «заначки» в размере 200-300 млн. долларов в год в оффшорах подзабыли, господа? Вывод – тарифы для населения поднимать в 2011 году нужно на 20%, а для «Талко» на 120%, иначе это не социальное демократическое государство, а государство «с дырявыми карманами».
Зафар Абдуллаев, ЦПА «Контент»