Интервью директора общественной организации «Оштии милли» Хуриниссо Гаффорзода агентству «Авеста»
Хуриниссо Гаффорзода является одной из известных активистов Раштской зоны, принимавшей активное участие в мирном диалоге и миротворчестве в годы гражданской войны в Раштской зоне. Возглавив общественную организацию «Оштии милии» («Национальное примирение»), она смогла организовать работу по реинтеграции бывших бойцов ОТО в этом регионе, наладить процесс обучения и повышения квалификации местных девушек и женщин, повысить информационное обеспечение местного населения, доступ к сети Интернет. Гаффорзода поделилась своим мнением о причинах нестабильности в регионе и возможных путях решения этой проблемы.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию в Раштском районе? Можно говорить о полной стабильности или нет?
— В настоящее время обстановку в Раштской долине можно назвать относительно спокойной. События последних месяцев привели к тому, что народ долины находится в подвешенном состоянии, теряется надежда на будущее. На душе у местного населения как-то неспокойно. Для полной стабильности в регионе нужно время.
Сейчас нет каких-либо противоречий между народом и моджахедами, так как радикальные силы практически уничтожены. Но не стоит забывать, что в Раштской долине большой уровень безработицы, особенно среди молодых дееспособных людей в возрасте 16-40 лет. Большинство из них находятся в трудовой миграции. И если они захотят найти работу на родине, не знаю что им делать, ведь у правительства и местной власти какая-либо конкретная программа по их трудоустройству не видна.
Обстановку в регионе также напрягает присутствие большого количества военнослужащих армии и других силовых ведомств.
— Что на Ваш взгляд нужно сделать правительству, чтобы не допускать развитие негативных сценариев в будущем?
— Мне кажется, правительство до сих пор относится с недоверием к населению Рашта. Давление со стороны армии – это не решение проблемы. До сегодняшнего дня со стороны правительства не разработана стратегия развития горных регионов, в частности Раштской долины и над этим нужно работать.
Мы прошли послевоенный этап развития. Многие соглашения, достигнутые сторонами во время заключения мира 1997 года, выполнены не были. Наряду с этим не было предложено ни одной альтернативной программы. Могу обозначить некоторые направления.
1. Правительство должно учитывать, что каждый регион имеет свою специфику. В этой связи должны быть учтены экономические аспекты, предпринимательский опыт народа, населяющего Рашт с привлечением местных и зарубежных предпринимателей, инвестиций. Выходом могло бы быть объявление Рашта «свободной экономической зоной».
2. Серьезное внимание нужно уделять развитию культуры в регионе. Необходимо наладить деятельность театров, привлекать молодые таланты, особенно девушек, увеличить количество действующих библиотек, создать местное телевидение и радио, газеты. Это все очень нужно региону.
3. Важное значение имеет вопрос кадровой политики. Необходимо привлекать к руководящим должностям женщин. В советское время представительницы Рашта сидели в парламенте, но, к сожалению после приобретения независимости чувствуется прохладное отношение центральной власти к нашим женщинам.
4. В Раштской долине необходимо открыть филиалы Технического университета и Исламского института, что позволит местной молодежи, особенно девушкам, учиться и приобретать знания.
5. Не надо создавать из народа образ врага. Должны быть программы по проведению разъяснительной работы среди населения, чтобы сплотить армию и народ.
6. Программа развития сельского хозяйства Рашта требует кардинальных изменений. Нужны реальные программы по целевому использованию земли, развития садоводства и животноводства.
— Какова роль общественных организаций Рашта в вопросе развития региона? Могла бы власть поручить часть своих задач местным НПО?
— После достижения мира и согласия в Раште, местные НПО при поддержке международных организаций, и местных властей внесли существенный вклад в развитие образования, здравоохранения, в повышение роли женщин, привлечении детей к школам, развитии инфраструктуры, пчеловодства, сельского хозяйства. Действительно, почему бы местным властям не использовать опыт НПО в решении своих задач? Сегодня их представителей гражданского общества, , показавших себя с лучшей стороны, стоит также активно привлекать во власть.
— Насколько верен стереотип, что население Раштской зоны значительно подвержены влиянию радикальных исламских групп и фундаменталистов?
— Хочу громко заявить, что в Раштском регионе радикальных течений Ислама, как таковых никогда не существовало. Ислам в Раште имеет больше философское, чем радикальное влияние. Мы должны понять, что это неотъемлемая часть нашего общества, но в каждом регионе он развивается по-разному.
Веками Рашт был известен своими суфиями, а никак не радикалами. Мы должны знать, что никакое давление не может поменять отношение населения Рашта к Исламу, так, как Ислам учит терпимости, миру и стабильности.
Последние события в Раште не имеют никакого отношения к Исламу. Преступники и террористы в разных проявлениях существуют во всех странах. Они не имеют ничего общего с Исламом и Христианством. Государство должно изменить свой взгляд на население Раштской долины с этой точки зрения. Ислам народа Рашта – это, прежде всего, Мир.
К сожалению, проблема радикализма изучена не до конца. Нужно искать другие причины, приводящие к народному недовольству. Безработица, растущая трудовая миграция, местничество, коррупция, недоверие, различного свойства давление на представителей религиозного духовенства, неправильная расстановка кадров — не это ли основная причина недовольства народа?
— Как на Ваш взгляд будет развиваться дальше ситуация вокруг местных авторитетов — Мирзохуджа Ахмадова, Шоха Искандарова и других?
— Насколько я знаю, Шох Искандар является высокообразованным человеком и кадровым военным. Можно только сожалеть, что он не привлечен к работе в силовых структурах. Это достойная личность, имеющий авторитет среди местного населения, как и другие грамотные молодые люди, оставшиеся без внимания. Мирзохуджа Ахмадов, также пользуется уважением простого народа.
Эти личности не могут быть причиной нагнетания обстановки, так, как у них очень развиты понятия Родина, честь и достоинство.