Домашнее насилие – одно из позорных проявлений, которое продолжает преследовать человечество даже в 21 веке. Насилие в семье не имеет границ и национальных признаков, но может иметь свои особенности, обусловленные теми или иными факторами. Один из таких — социально-экономический кризис, который зачастую приводит к усилению домашнего насилия.
Совсем недавно глобальное сообщество пережило один из сильнейших экономических кризисов за всю историю человечества, последствия которого ощущаются до сих пор. Рухнувшая мировая финансовая система привела к падению мирового производства, и как следствие, к инфляции и высокому уровню безработицы. И если некоторые обанкротившиеся бизнесмены или сотрудники закрывшихся компаний нашли выход в суициде, то большие массы людей стали выплескивать свои личные карьерные или финансовые проблемы на своих родных и близких. Не обходится без такого и в Таджикистане…
Шахло Чориева* уже десять лет замужем за Илхомом*, который занимается индивидуальным предпринимательством – является консультантом. У них трое детей, в возрасте от трех до девяти лет. В 2009 году, после того как волна мирового кризиса накрыла и Таджикистан, Илхом потерял два контракта, и доход семьи со среднего (примерно 500-600 долларов в месяц) упал до 200 долларов, и то нестабильно.
— Доселе вполне дружная и счастливая семья вдруг стала меняться прямо на глазах, — говорит Шахло. – Муж стал возвращаться с работы угрюмый и недовольный, замкнулся в себе, стал очень раздражительным. Первое время мы как-то пытались понять друг друга, но чем дольше стал затягиваться срок нашего безденежья, тем чаще стали возникать конфликты между нами на бытовой почве, причем на совсем малозначимых вещах.
По словам Шахло, супруг стал принимать все слова и фразы по-своему, стал привязывать их к своей ситуации и неадекватно реагировать. Впервые за десять лет он обругал, а потом и побил ремнем своего младшего шестилетнего сына только за то, что тот пожаловался ему, что давно не ел колбасу. Еще больше стало доставаться самой Шахло, которая почти через день слушала его оскорбления, что «пошла бы сама работать, чтобы понять, каков это нелегкий труд», и что «деньги у тебя уходят, как вода», хотя она просила их только на нужды для детей и приобретение продуктов питания.
Попытки возражать были оставлены после того, как Илхом стал ее бить, причем в присутствии детей. А вскоре он уехал в Россию, иногда присылает немного денег, которые с трудом хватает на жизнь, но, даже будучи там далеко за пределами страны, часто звонит ей и оказывает психологическое давление, подозревая ее в измене.
История Шахло не единственная, есть много иных ситуаций, которое имеют одну общую черту – рост домашнего насилия из-за возросших социально-экономических проблем. Безработица и бедность тяжелой психологической ношей легла на плечи многих таджикских мужчин, которые традиционно являются единственными кормильцами в семье.
По словам психолога-невропатолога Хокимджона Нумонова, социально-экономический кризис, дошедший до Таджикистана, привел к увеличению стрессовых ситуаций в обществе, что также отражается на отношениях в семье.
— У нас и так всегда было немало пациентов, а за последние два года их вообще стало очень много, многим из-за длинных очередей приходится записываться на прием за несколько дней вперед. Обращаются все – простые рабочие, домохозяйки, бизнесмены, политики…
Х. Нумонов отмечает, что в ходе бесед с пациентами выясняется, что у большинства обращающихся за психологической помощью есть проблемы в семье, вызываемые разными причинами, сводящиеся к одной основной проблеме – нехватка денежных средств или банкротство бизнеса.
— Почти все родители, страдающие стрессом и неврологическими заболеваниями, вымещают свою злость, неудовлетворенность жизнью и неудачами в карьере на своих детях, получая в итоге еще больший стресс из-за чувства вины и отчуждения со стороны собственных детей, — говорит психолог. – Проблема приобретает такой массовый характер, что уже пора вводить специальные передачи на телевидении или привлекать религиозных деятелей, вести проповеди через мечети.
Проблемой домашнего насилия в Таджикистане занимается ряд международных организаций, среди которых одним из наиболее активных является Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству (SDC), финансирующее «Проект предотвращения домашнего насилия».
С 2000 года SDC активно участвует в поддержке развития проекта закона о домашнем насилии. В сотрудничестве с другими международными и местными организациями проект играет важную роль в поддержке различных мероприятий и общественных разъяснительных кампаний по вопросам домашнего насилия. Однако, главным результатом проекта является повышенное внимание и осведомленность о проблемах домашнего насилия в Таджикистане со стороны местных общин, в том числе и правительства, а также международного сообщества. В 2008 году ответственность за реализацию проекта была возложена на немецкую консалтинговую организацию AVEDIS.
Целью проекта является снижение уровня домашнего насилия в республике как нарушения прав человека и уголовного преступления, и повышении общественной осведомленности. Проект преследует выполнение следующих задач:
1. Улучшение институциональной структуры государственных и негосударственных сторон в борьбе с домашним насилием.
2. Улучшение доступа к качественным услугам для жертв домашнего насилия.
3. Демонстрация примеров изменения в отношении к домашнему насилию.
4. Повышение потенциала партнеров в решении вопросов домашнего насилия на разных уровнях.
На правительственном уровне ответственность за политику пресечения домашнего насилия лежит на Комитете по делам женщин и семьи при Правительстве. При данном комитете создан центр психологической и юридической помощи жертвам домашнего насилия «Бовари» (Доверие), которым в настоящее время руководит Гульнора Ахророва.
— Для работы с жертвами домашнего насилия и других семейных проблем у нас работает группа юристов и психологов, которые консультируют, оказывают психологическую помощь жертвам, а в случае необходимости, юристы выступают в качестве адвокатов, — отметила в интервью «ФК» Г. Ахророва. — К нам обращаются по различным семейным вопросам, начиная от сложных отношений родителей с детьми, заканчивая проблемой развода, бытового насилия и прочее. По нашей статистике чаще всего люди обращаются к нам с вопросами, связанными именно с домашним насилием.
По ее словам, за 9 месяцев 2010 года центром «Бовари» было оказано 1449 юридических, психологических и адвокатских услуг. В 146 случаях женщины обращались за психологической помощью, связанной с насилием со стороны мужа. С просьбой провести юридическую консультацию в связи с избиением, оскорблением со стороны мужа, свекрови (составление искового заявления по проблемам д/н) к юристам центра в указанный период обратились 209 человек. Юридическую помощь в виде составления исковых заявлений, представления клиентов в судах адвокаты проводят в соответствии с действующим Семейным кодексом.
— В нашей статистике есть также данные о попытках суицида, — говорит Г. Ахророва. — По таким случаям в этом году к нам за психологической помощью обратились семь человек. Большинство из них пытались уйти из жизни по причине применения к ним насилия в семье. В основном — это женщины. По мнению наших психологов, случаи самоубийства на почве семейных неурядиц, в частности насилия в семье, говорят об их регулярности. Человек решает уйти из жизни от безысходности, не надеясь на постороннюю помощь. Многие наши женщины, особенно живущие на селе, не знают своих прав, и зачастую воспринимают насилие над собой со стороны мужей как должное. К сожалению, отношения между мужем и женой оказывают негативное влияние на психологию детей в семье.
Руководитель центра «Бовари» отметила, что с момента создания центра помощь изначально оказывалась только женщинам, но совсем недавно стали принимать и мужчин. Ведь насилию подвергается не только жена со стороны мужа, но бывают и обратные случаи. Речь идет не только о физическом насилии, но и насилии психологическом.
— Бывают случаи, когда жена, по какой-либо причине, к примеру, из-за ревности или обычной ссоры в силу своего характера начинает настраивать против мужа детей, — говорит эксперт. — Представьте себе состояние человека, когда он чувствует, что отношение собственных детей к нему меняется, и это оказывает влияние на его психику. Это тоже своего рода насилие, но уже со стороны женщины по отношению к мужу.
Как отмечают специалисты центра «Бовари», социально-экономические проблемы, отсутствие у женщин источника личного заработка вынуждают их терпеть факты домашнего насилия и отказываться от борьбы за свои права. Характерным примером является случай Мавлюды*, которая обращалась в центр за поддержкой.
Женщина жаловалась на то, что ее муж в последнее время часто не ночует дома, а когда появляется, то в плохом настроении и срывает свою злость на ней и их двоих детях. Мавлюде посоветовали поговорить с мужем, попытаться узнать причину такого поведения, однако, в следующий раз она пришла и сказала, что при попытке поговорить с супругом на эту тему, он сильно избил ее.
Эксперты центра посоветовали ей обратиться к их юристам и написать заявление на мужа в случае повторения насилия, однако Мавлюда отказалась, отметив, что муж не простит ей это и их брак распадется, а дети останутся без отца. Она боится потерять отца своих детей – единственного кормильца в семье, так как сама является домохозяйкой.
Наргис Маджидова, директор общественной организации «Гендер и развитие» считает, что корень проблемы кроется в гендерных стереотипах, в нашем менталитете.
— Мужчины считают, что они главные в семье, игнорируя мнения второй половины по семейным и другим вопросам, — говорит Маджидова. — Иногда женщины не соглашаются с ними, в результате возникает конфликт интересов, мнений, позиций. Также немаловажно, в каком социально-экономическом положении находится семья. Зачастую с проблемой насилия в семье сталкиваются именно малообеспеченные семьи. Причем это насилие не только мужей в отношении жен, но и родителей в отношении детей, свекрови в отношении невестки и т.п.
Она отмечает, что домашнее насилие бывает, как физическое, так и психологическое. Она также отмечает, что насилие в отношении мужа, хоть и редко, в основном происходит в семьях, где жена превосходит мужа по материальному статуту, то есть больше зарабатывает, и как следствие требует у второй половины соответствующего отношения, покорности, что не приемлемо для большинства восточных мужчин. В этом случае возникают конфликты.
Интересные данные были представлены несколько лет назад в докладе одной из участниц круглого стола по проблеме домашнего насилия в МГУ (Ю. Градсковая, «Женщина как объект домашнего насилия: гендерные аспекты»).
«Очевидно, что проблема насилия не ограничивается только культурными стереотипами, — пишет она. — Не менее важную роль играет и современная экономическая политика государства в отношении женщин, а именно совокупность таких факторов, как закрытие детских учреждений, отсутствие контроля над соблюдением законодательства, запрещающего отказ в приеме на работу женщин с детьми, снижение возможности вернуться на прежнее рабочее место после декретного отпуска, низкие пособия на детей. Все это вместе делает экономическую ситуацию женщины с детьми принципиально хуже мужской, что в свою очередь, заставляет женщину всячески сохранять семейные отношения, в случае полной потери эмоционального контакта, даже несмотря на проявления насильственных действий со стороны мужа».
В докладе российского эксперта отмечается, что в целом насилие против женщины со стороны мужчины, связанного с ней брачными или сексуально-бытовыми отношениями составляет более половины выборки (63%). Почти половина женщин, попавших в эту категорию, являются молодыми (от 20 до 30 лет) и имеют детей. В качестве других субъектов насилия (в порядке убывания) оказываются: родители, взрослые дети, родственники мужа.
В результате применения количественных методов установлено, что, существует прямая связь между такими факторами, как муж — основной источник дохода и муж — субъект насилия (в случае, если оба супруга вносят в семейный бюджет приблизительно равную долю, то вероятность того, что муж становится субъектом насилия — меньше). Насилие со стороны мужа обычно оказывает влияние и на детей.
Одной из наиболее распространенных схем распределения ролей в семье, где применяется насилие со стороны мужа, оказывается следующая: замужняя женщина, имеющая одного или двух несовершеннолетних детей, надолго бросает работу и занимается домом и воспитанием детей. Причем со временем она может вновь возвратиться к работе, но эта работа окажется либо временной подработкой, либо помощью мужу в его предпринимательской деятельности, либо постоянной работой с невысоким заработком и не требующей имеющейся у женщины квалификации.
Такая женщина оказывается изначально зависимой от мужа, как в экономическом, так и в эмоциональном плане. Свой заработок она всегда рассматривает в качестве дополнительного, работу — в качестве временной подработки, а семью и дом — центром ее истинной жизни.
Среди социальных и психологических факторов, наиболее сильно влияющих на проявления насилия можно выделить:
1) патриархальный тип взаимоотношений между супругами;
2) тоталитарные установки членов семьи,
3) низкий уровень материальной обеспеченности;
4) стесненность жилищных условий.
Правовед Шокирджон Хакимов утверждает, что проблема домашнего насилия носит как исторический, так и экономический характер.
— Традиционно все спорные вопросы, возникающие в семье, решаются не законными методами, а путем насилия, — заявил эксперт в интервью «ФК». — Мы, к сожалению, привыкли к этому по той причине, что не хотим «выносить сор из избы». Другая сторона проблемы — экономическое положение общества. Предприятия не работают, в стране безработица, что влияет на психологию. Мужчины не в состоянии удовлетворять как физические, так и материальные потребности женщины.
Увы, приходится констатировать факт, что хотя гендерным вопросом, в частности по предмету насилия в семье, ведется определенная работа, создаются новые женские НПО, ратифицируются международные документы, проблема не только остается, но и приобретает более масштабный характер.
Острейшей проблемой является массовая трудовая миграция за границу. Мужчины уезжают в Россию, жены остаются дома, у них часто возникает конфликт с родственниками мужа, возросла динамика суицида на почве семейных скандалов. Это превратилось в национальную проблему, решение которой необходимо искать на высоком государственном уровне.
Ситора Рахмонова
Источник — газета «Бизнес и политика» от 23.12.2010
* — имена героев изменены.