В Афганистане прошли очередные парламентские выборы – второй раз после свержения режима движения «Талибан». Выборы состоялись, обладатели депутатских кресел пока не известны, но уже очевиден их результат – мира и стабильности новый парламент стране не принесет. Ему суждено быть очередной «прокладкой» между США и талибами.
Как сообщает местная пресса, выборы признаны состоявшимися, несмотря на то, что во многих регионах страны было очень неспокойно, звучали выстрелы, взрывы, людей брали в заложники. Афганский избирком сообщил, что проголосовало около 3,6 млн. человек. За право стать депутатом палаты, насчитывающей 249 мест, боролись 2,5 тыс. кандидатов. Первые данные о победителях станут известны не раньше 8-10 октября, окончательные — к концу месяца.
Как отмечают эксперты, выборы прошли при серьезных нарушениях и фактах угроз, имели место — подмена бюллетеней, двойные голосования, подтасовки и подкупы. За этим процессом наблюдали представители 40 стран, но пока все они воздерживаются от оценок. США сдержанно отметили, что сам факт проведения выборов в такой трудной атмосферы – это уже позитивный шаг, который не дает возможность талибам трубить о своем успехе.
Такая сдержанность наблюдателей понятна. Обстановка в Афганистане с трудом подпадает под понятие «мир», а выборы – под понятие «честные и прозрачные». Если раньше, в ходе первого голосования неспокойно было только в южных провинциях, то на сей раз взрывы гремели и на севере. Почти десять лет военного присутствия американцев и коалиционных войск в регионе не позволили снизить число угроз для местного населения и обеспечить свободу выборов. И, очевидно, сегодня Госдеп, правительство их ставленника Хомида Карзая скорее озабочены не тем, кто и как войдет в парламент, сколько тем, как договариваться с талибами.
Новый парламент, избранный вопреки желанию талибов, не может стать инструментом примирения в стране, так как не отражает существующий расклад сил в политике, да и вовсе не охватывает мнение и половины населения страны. Ведь общее число избирателей в стране насчитывает более 10 млн. человек, а проголосовало всего 35%.
Понимая это руководство страны, с подачи США инициировало создание в Афганистане Высшего совета мира, перед которым поставлена четкая прагматичная цель – вести мирные переговоры с талибами. Сообщается, что туда вошли около 70 человек, в том числе экс-президент Афганистана Бурхануддин Раббани, ряд бывших талибов, некоторые деятели афганских режимов 80-90-х годов, представители этнических меньшинств.
Возможно, этому совету удастся добиться какого-то прогресса в переговорах с «Талибан», однако, без участия талибов в работе правительства, парламента и других ветвей власти, мир здесь маловероятен. И то с оговоркой, что сами талибы готовы к такому, а не стремятся все-таки ввести Шариат и свой режим правления.
Таджикский опыт мирного процесса, который, кстати, сегодня вновь подвергается испытанию на прочность, в афганской практике не нашел поддержки. В нашем случае обе стороны сели за стол переговоров при посредничестве доверенных внешних сил и в дальнейшем этот процесс шел в рамках некой полугосударственной-полувоенной структуры — Комиссии по национальному примирению.
Таджикская КНП состояла из действовавших на тот момент авторитетных лидеров противостоящих сторон. Афганский Высший совет мира не похож на КНП, а скорее напоминает таджикский Общественный совет при президенте, который так и не смог внести свой вклад в укрепление мира и фактически потерял свою актуальность.
Главным препятствием для переговоров с талибами является присутствие иностранных войск в этой стране, которые допускают все больше и больше ошибок, повторяя путь ограниченного контингента Советской Армии.
Талибы преподносят себя как патриоты этой страны, воюющие с интервентами, со «злом Запада» и пока на этой земле находятся американцы и их союзники, лидеры «Талибан» никогда не пойдут на мирные переговоры. Иначе бы это означало их идеологический крах и потерю политического имиджа на Ближнем Востоке.
В свою очередь США также не сильно заинтересованы в мире афганского правительства с талибами. Стабилизация обстановки вынудит их покинуть регион, что не устроит авторов геополитических стратегий Белого дома. Не для того были потрачены сотни миллиардов долларов, плюс стоит не забывать, что любая война – это огромные списания средств и определенные силы за океаном и в Афганистане не захотят терять такие источники незаконного дохода.
Талибы также неохотно будут идти на мир, так как в настоящее время инициатива на их стороне. Пентагон несет серьезные потери в Афгане, они также испытывают внутреннее давление со стороны своей внутренней оппозиции (предположительно от республиканцев), которые организовывают слив компромата против командования вооруженных сил США в ИРА (десятки тысяч компрометирующих документов НАТО были выложены в интернет-ресурсе WikiLeaks).
Последний инцидент, выходящий за рамки американской свободы слова, произошел совсем недавно. Минобороны США скупило тираж книги бывшего военного разведчика Энтони Шаффера и полностью его уничтожило. По мнению военных, содержащаяся в книге информация создавала угрозу для безопасности страны. Издательство уже выпустило второй, «отцензурированный» военными тираж. Книга подполковника Энтони Шаффера «Операция «Темное сердце»: шпионаж и спецоперации на передовой в Афганистане и путь к победе» рассказывает о его офицерской службе в подразделениях разведывательного управления Минобороны США в Афганистане в 2003 году. В книге Шаффер описывает несколько операций, в которых он принимал участие.
Однако, кампания, подрывающая позиции администрации Барака Обамы продолжается. Кроме того, на днях в продажу поступила книга известного по Уотергейтскому скандалу журналиста Боба Вудворда под названием «Войны Обамы». В ней опубликованы ранее неизвестные подробности военной кампании США в Афганистане. В частности, автор рассказывает о «тайной ар
мии» ЦРУ и о психическом расстройстве Хамида Карзая. Кроме того, Вудворд утверждает, что члены команды Обамы не верят в осуществимость его намерения приступить к выводу войск в июле 2011 года.
…Мирный процесс в этой стране возможен только после того, как все внешние силы, поддерживающие противоборствующие стороны афганского конфликта будут заинтересованы в этом, а это на грани невероятного. По крайней мере, на ближайшие десятки лет. Наоборот, на мой взгляд, есть опасения, что Афганистан и ряд иных горячих точек в этом регионе континента задуманы стать детонатором взрыва по всей планете.
Зафар Абдуллаев. Опубликовано в газете «Бизнес и политика».