ДУШАНБЕ, 16 ноя – «Авеста». — | Пресс-служба Таджикской алюминиевой компании, отвечая на запрос ИА «Авеста», сообщила, что произошедший утром 9 ноября сбой в энергетических сетях республики особо не повлиял на работу ГУП «Талко».
«Были выключены все электролизные ванны, — говорится в официальном ответе, — но благодаря грамотным действием специалистов завода удалось не допустить замерзание ванн. Также серьезные проблемы на алюминиевом производстве наступают при отключении электроэнергии в течение пяти часов и выше, а в этот раз завод оставлася без электричества порядка трех часов».
Компания также отмечает, что серьезного ущерба от сбоя в энергоснабжении не получила. «Отсутствие электричества может отразиться на качестве выпускаемого металла, но на этот раз, к счастью, этого не произошло», – заключили в «Талко».
По данным из неофициальных источников, «Талко» действительно смог избежать замерзания электролизных ванн, чтобы фактически означало остановку производства и получение огромного ущерба. Однако ущерб все-таки был получен в связи с ухудшением качества выплавляемого в этот момент алюминия и за счет излишних трат электроэнергии при возобновлении ее подачи для разогрева ванн до прежней температуры.
Стоит отметить, что аналогичная ситуация уже бывала на одном из крупнейших в мире алюминиевом заводе в Красноярске (КрАЗ принадлежит РУСАЛ) в 2001 году. Тогда после отключения завода за долги, из-за снижения температуры, было потеряно 300 тонн металла. Для последующего разогрева ванн завод был вынужден потратить лишних 3 млн. кВт.ч электроэнергии.
Эксперты отмечают, что схожие проблемы могли возникнуть на таджикском алюминиевом заводе, однако в силу того, что мощность «Талко» почти в два раза меньше КрАЗа, то и ущерб мог быть примерно в два раза меньше.
«Можно предположить, что в результате обесточивания, таджикские алюминщики потеряли около 100-150 тонн, это примерно 200-300 тыс. долларов. Еще около 50 тыс. долларов составит ущерб за счет потребления дополнительной энергии и на профилактический ремонт старых ванн, если это, конечно, планируется руководством компании», – заявил в интервью «Авесте» независимый политолог Рустам Самиев.
Но самым большим ущербом, по мнению эксперта, мог стать ущерб окружающей среде. «Ожидаемый выброс фтористых и иных тяжелых соединений и газов в атмосферу мог составить 1-1,5 млн. тонн, — говорит Самиев. — В этом плане, Узбекистан, который в силу розы ветров в этом регионе получает свою порцию этого ущерба, должен осознать свою ответственность за создаваемые проблемы в вопросе транзита туркменской электроэнергии в Таджикистан. Отсутствие альтернативных ресурсов в таджикской энергосистеме, грозят повторением таких ЧП, экологический ущерб от которых будут равным образом получать и узбекские территории».
Пресс-служба «Талко» отмечет, что их специалисты совместно с представителями «Барки Точик» работают над усовершенствованием существующего механизма взаимоотношений между собой, чтобы в случае повторения подобного инцидента избежать неблагоприятных последствий.
«Заявление Узбекистана о выходе из Объединенной энергосистемы региона, безусловно, порождает проблемы в импортировании нами электроэнергии из Туркмении, однако мы надеемся в доброжелательность узбекской стороны, которые при желании могут способствовать такому импорту», — говорится в ответе «Талко».
При этом в компании утверждают, что прежняя реструктуризированная задолженность перед «Барки Точик» поэтапно погашается путем согласованного с правительством механизма обслуживания задолженности. Однако эти данные не подтверждают в самой энергокомпании, зам. главы которой С. Саъдуллоев заявил, что сроки расплаты подошли, а деньги от «Талко» к ним не поступают.