Моё редакционное задание – отразить в очередной статье тему патриотизма совпало с националистическими выступлениями российского публициста Е.Холмогорова и лидера ЛДПР В.Жириновского в телепередаче «Честный понедельник» на российском канале НТВ 30 января этого года. Вышеназванные выступили здесь с необоснованными заявлениями о, якобы имевших место, случаях геноцида русского населения в Таджикистане в начале 90-х годов, высказались за прекращение привлечения в Россию внешней рабочей силы, в частности из Таджикистана.
Официальный Таджикистан в лице Начальника управления информации, прессы, анализа и внешнеполитического планирования МИД РТ Давлатали Назриева выступил по этому поводу с заявлением, в котором, в частности отметил, что подобные заявления неоднократно раздавались на протяжении нескольких лет в российских средствах массовой информации. Дипломат напомнил о том, что в период гражданской войны 90-х г.г. в Таджикистане противоборство велось между таджикскими группировками, в которые входили исключительно таджики, разделенные иногда по убеждениям, а иногда по региональному признаку, и фактов «геноцида русского населения» в республике никогда не было.
Д.Назриев от лица нашего государства выразил недоумение «столь бездоказательными высказываниями этих деятелей Российской Федерации», а также, сожаление об отсутствии соответствующей реакции и официального опровержения со стороны российских властей по поводу враждебных заявлений в отношении таджикского народа, их публикаций и трансляций в СМИ. Подобные опрометчивые и лживые высказывания, публично заявленные и показанные по российскому телевидению, не имеют под собой какой-либо почвы и направлены на разжигание межнациональной розни. Высказывания Е.Холмогорова осудили таджикские экспертные круги Таджикистана, назвав их абсолютной ложью.
Повторюсь, что подобные заявления звучат в российском эфире, электронных и печатных СМИ уже много лет, но с особой силой данная тема начинает муссироваться в канун каких-либо важных политических событий. Она используется как отвлекающий маневр (от митингов на Болотной площади или ул.Сахарова) и средство заигрывания с российским электоратом. Сегодня, в преддверии президентских выборов в России, когда политическая обстановка там накалена до предела, нечистоплотные политики и журналисты используют различные популистские приёмы в надежде оттянуть на себя хотя бы часть голосов потенциальных избирателей. В последние месяцы перед выборами политтехнологи эксплуатируют и педалируют самую больную из тем для жителей бывшего Союза — ситуацию с трудовыми мигрантами. Теперь, по отношении к Таджикистану, вспомнилась и тема «русского исхода» из этой страны.
Что говорить о среднем звене чиновников, функционеров и власть предержащих, когда сам Премьер-министр России Владимир Путин предложил ужесточить правила регистрации мигрантов, подчеркнув, что приезжающие в регионы с другими культурными, историческими традициями должны с уважением относиться к местным обычаям. При этом он даёт отмашку на «жесткий ответ в адрес мигрантов, и в первую очередь со стороны органов власти, на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение, в случае всякого агрессивного, вызывающего и неуважительного поведения» приезжих. Но, где эта грань между наведением порядка, неофашизмом и национализмом? Кроме того, по мнению В.Путина, с 2013 года необходимо ввести для мигрантов экзамены по русскому языку, отечественной истории и основам российского права, обязательные для приобретения или продления миграционного статуса. В этом плане Путин предлагает усилить полицейские функции и полномочия миграционных служб. Этим он предлагает окончательно «развязать руки» российским коррумпированным чиновникам и фашиствующим молодчикам. Хотя, растущие националистические настроения могут стать самым большим испытанием для власти Путина, так как Кремль продолжает избегать «бросающейся в глаза трещины в обществе».
Представители национальных среднеазиатских землячеств боятся Кремля. Хотя на последних выборах многие из них поддержали «Единую Россию», не смотря на то, что наши мигранты страдают физически как от рук неонацистских групп, так и морально и финансово от бюрократии и поборов официальных лиц. По данным опросов общественного мнения, сегодня в российском обществе наблюдается ухудшение межнационального климата. Всероссийский центр изучения общественного мнения сообщает, что москвичи (63%) и петербуржцы (54 %) указывают на ухудшение межнациональных отношений в стране.
В том, что в этой сфере никаких изменений за последний год не произошло, уверены 20% москвичей и 23% петербуржцев. Информационно-аналитический центр «Сова» в одном из последних докладов сообщил, что радикальный национализм и проявления агрессивной ксенофобии ощущались в предвыборных программах ряда политических сил накануне парламентских выборов в России. За последние три года (2009-2011 гг.) в России было совершено не менее тысячи актов насилия на почве национальной или расовой нетерпимости.
Так, в 2011 году 816 граждан Таджикистана погибли за рубежом, в их числе — 51 женщина. От общего числа поступивших тел: 91 был убит, а остальные скончались по естественным причинам (несчастные случаи, болезни). Больше всего таких трагических случаев произошло на территории России. На днях директор Федеральной миграционной службы России К.Ромодановский предложил, чтобы «провинившихся» мигрантов использовали на общественно-полезных работах. Естественно бесплатно. Что сильно напоминает политику фашиствующей Германии в годы Второй мировой войны или времена римского рабовладения.
Уже упомянутые, одиозный Жириновский, предвыборный популизм которого понятен, и Холмогоров – не первооткрыватели в списке нынешних борцов за права и «чистоту» русской нации. Первенство идеи о «геноциде русских» в Таджикистане принадлежит недавно назначенному на высокую должность единоросу Д.Рогозину, которому свойственны резкие заявления. Для него характерны острые выступления по «русскому вопросу» о том, что России следует отказаться от идей мультикультурализма и толерантности. Так, в ноябре 2005 года перед выборами в Московскую городскую думу вышел скандально известный телевизионный рекламный ролик с участием Д.Рогозина «Очистим Москву от мусора», где этот слоган звучал на фоне изображения гастарбайтеров из Средней Азии.
Его партия шла на выборы в Московскую городскую думу с неприемлемым для многих лозунгом «Москва для москвичей». Московские власти по этому поводу обвинили партию «Родина», стремительно набиравшую популярность, в ксенофобии и экстремизме, а Д.Рогозину был объявлен информационный бойкот, партия лишилась регистрации на всех выборах в региональные парламенты субъектов РФ, была начата массированная информационная атака. Под таким давлением, в марте 2006 года он вынужден был оставить должность председателя партии «Родина», а в апреле 2006 года — пост руководителя фракции «Родина».
В 2006 году Рогозин вошёл в общественный совет «Русского марша» — мероприятия, проводимого рядом общественных патриотических и националистических организаций. Наиболее характерные националистические высказывания Д.Рогозина, отражающие его позицию по отношению к мигрантам были выражены им в телевизионной программе на том же канале НТВ в сентябре 2005 года «К барьеру!»: «Фракция «Родина» подготовила законопроект, который запрещает иностранцам торговать на вещевых и продовольственных рынках российских городов. Я лично, как депутат государственной думы между прочим даже в статусе председателя международного комитета, ставил перед бывшим руководством пограничной службы, перед федеральной службой безопасности, перед нашей железнодорожной службой, вопрос, зачем в Россию ходят поезда из Таджикистана и Душанбе? Потому что в каждом поезде из Душанбе везут, как раньше в электричках Подмосковных, колбасу возили, везут наркотики, героин. А я считаю его оружием массового уничтожения. Мы забираем нелегалов из Европы… какого тогда, извините, черта мы их должны держать в Российской Федерации? Пусть они едут к себе откуда приехали, к себе в Таджикистан…».
В главе своей книги «Враг народа», цинично названной «О дружбе народов», Д.Рогозин бездоказательно и художественно «красочно» рассказал леденящие кровь истории об «истреблении» русских в Таджикистане. Правда, данный опус трудно назвать авторским, потому, что Д.Рогозин, не будучи свидетелем событий, использовал в своих политических целях чужие цитаты и псевдонаблюдения. Его рассказы, якобы, основываются на показаниях самих пострадавших, бежавших в Россию.
Своими рассуждениями Д.Рогозин «убивает двух зайцев». Даёт повод российским властям в отместку действовать по принципу «око за око» уже на своей территории в отношении нынешних приезжих из Таджикистана. И, во-вторых, обвинять нынешнего оппонента Путина — Горбачева в том, что последний президент СССР в то время не предоставил русским беженцам кров, гражданство, сочувствие и поддержку: «Этим господам тогда было наплевать на геноцид русского народа, брошенного на произвол».
Не имеет смысла цитировать Д.Рогозина, описавшего с чужих слов события, якобы, происходившие в нашей стране. Он тенденциозно собрал в одно целое примеры преследования и якобы умышленного истребления русского населения в Таджикистане в 90-годы прошлого века. Не пояснив и ни слова не сказав о том, что в те годы Народный фронт воевал с Объединенной таджикской оппозицией (ОТО), в которую входили как исламистские силы, так и демократические. В войне погибли 150 тысяч человек, еще миллион стали беженцами.
Множество жертв было и среди мирного населения. Причём жертвами противостояния, к сожалению, стали люди разных национальностей, проживающих в республике. Преследования велись по региональному, или идеологическому, а не по национальному или религиозному принципам. Русскоязычное население в годы войны не трогала ни та, ни другая воюющая сторона. Жертвы среди русских могли быть лишь в том случае, если они участвовали в войне на чьей-либо стороне, что было большой редкостью, или пострадали от шальных пуль, когда боевые действия велись в заселённых зонах. Их гибель была не преднамеренной, а случайной.
Ненависти к представителям некоренных национальностей у таджиков не было никогда. В то время сложилась ситуация, когда из республики бежали многие жители: таджики, узбеки, русские и другие. В Таджикистане в 1989 году проживало 580 тысяч этнических русских или 11% от общего количества населения в то время. К окончанию гражданской войны более 70% русскоязычных покинули Таджикистан, однако они сделали это по экономическим и социальным причинам: разразившаяся война завела экономику в тупик, перестало работать множество заводов и фабрик. Люди годами не получали зарплату. Закономерно, что многие из них уехали на свою историческую родину – в Россию, которая приняла их не очень гостеприимно.
Россиянин А.Дюков, пытаясь разрядить и «смягчить» ситуацию, посчитал неверным употребление слова геноцид. Более корректным, на его взгляд -говорить об «этнических чистках» и искать наличие целенаправленного заговора уничтожения русских, который планомерно был приведен в исполнение.
В противовес ангажированным политикам и журналистам, рассуждающим о геноциде, приведу в пример журналиста Олега Панфилова – представителя не титульной национальности, находящегося в те нелёгкие времена в нашей республике. Он был непосредственным свидетелем происходящего и под впечатлением увиденного написал книгу «Таджикистан: журналисты на гражданской войне». В ней приводятся данные о погибших и преследовавшихся по идеологическим или политическим мотивам журналистах, свидетельства очевидцев. Ни одной строкой автор не говорит о геноциде и умышленном истреблении русского народа.
Собственные воспоминания и впечатления из того нелёгкого, страшного для всех таджикистанцев военного, полуголодного времени — времени неразберихи, разрухи постепенно отфильтровывают и стирают детали. Гвоздики в дулах танков на городских улицах; сидящие на их башнях русские военные, которым таджикская ребятня протягивает сигареты; ещё не убранный с улицы труп мирного гражданина, убитого пулей, которая не разбирает национальности; многонациональные ночные бдения в очереди за буханкой клёклого батона; пустые прилавки магазинов и базаров; звон оконных стекол, выбитых взрывной волной. Всё это постепенно, год за годом забывается. В душе и в памяти остаются ощущения подлинной кондовой советской межнациональной дружбы, какую в нынешнее время уже не найдёшь. Отношения, проверенные войной. А они говорят: «Геноцид»!
Максим Савельев, город Душанбе (город Понедельник)