Комитет по иностранным делам американского Сената выступил недавно с докладом, в котором подчеркивается «исключительная политическая и стратегическая значимость» стран Центральной Азии для развития ситуации в Афганистане, в том числе, разумеется, и после формального прекращения возглавляемых Вашингтоном военных действий коалиционных сил в этой стране.
Сейчас, правда, США озабочены преимущественно поисками надежных путей доставки своих грузов в Афганистан и обратно, когда будет осуществляться вывод войск. С учетом напряженных отношений с Исламабадом лучших возможностей для этого, чем территория и воздушное пространство Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана у американцев нет, поэтому эти республики и оказались в зоне их непосредственных стратегических интересов.
Поэтому-то сенаторы и рекомендуют Белому дому «активнее продвигать сотрудничество с центральноазиатскими странами», на первых порах не скупиться «оказывать им экономическую помощь», отмечая при этом, что «это может помочь созданию оплота против крупнейших игроков в регионе — России и Китая». Напомним, что на прошлогодней встрече в Душанбе с представителями гражданского общества Таджикистана госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что у Вашингтона «есть определенные интересы в Центральной Азии» и что «США тоже играют важную роль в Центральной Азии в плане построения будущего стран региона — их демократизации, рыночной экономики, других ценностей».
В общем-то, не мудрствуя лукаво, в привычном для себя самоуверенном стиле янки, по сути, раскрывают основные карты, которыми они в ближайшей перспективе намерены играть в Центральной Азии: «создание оплота против Китая и России, демократизация и построение рыночной экономики в странах региона». Замечу, что эти «заманчивые, чудные» цели определяются там, за океаном. Вашингтонские власти, судя по всему, взваливают на себя ставшей привычную миссию классифицировать, какой режим в тот или иной суверенной стране региона «правильный, демократический», а какой «неверный».
Как полагают некоторые эксперты, Вашингтон основательно взялся за создание военного плацдарма и формирование сносного для себя политического климата в Центральной Азии после ухода из Афганистана в 2014 году. Главный редактор международного агентства «Фергана» Даниил Кислов замечает, что пока США или НАТО не объявляют о намерении «открыть какие-то новые военные объекты под своим контролем на территории Узбекистана, Таджикистана или Киргизии». А такой разворот событий вполне реален, в частности, под сомнительным предлогом «афганизации» региона, если его подтолкнуть извне!
Это не досужие домыслы, если иметь в виду намерения Пентагона передать свои вооружения из Афганистана некоторым центральноазиатским странам, что может стать предлогом для создания на их территории сети учебных центров для «обучения» военнослужащих стран региона обращению с натовской техникой и оружием. О таких планах, впрочем, недавно прозрачно намекал ни кто иной, как командующий Центральным командованием сухопутных войск США генерал-лейтенант Винсент Брукс. Президент российского Института стратегических исследований Александр Коновалов высказывает опасение, что США могут завалить Центральную Азию оружием, которое высвободится после их ухода из Афганистана, что грозит дестабилизацией региона. Впечатляет перечень и назначение оружия, которое может оказаться на территории Средней Азии: БТР, средства ПВО, танки, новейшее стрелковое оружие, БПЛ, цифровые радиостанции, комплекты индивидуальной экипировки… Американцы постараются сохранить также свое военное присутствие и в самом Афганистане, считают эксперты.
«Сохранение техники, воинских контингентов в виде частных охранных агентств, операционных баз в Афганистане — предмет нового беспокойства Китая, Индии, Пакистана, Ирана, также ряда партнеров России по ОДКБ. Важно наметить меры по минимизации ущерба, угроз и рисков, которые могут возникнуть после предполагаемого ухода в 2014 году США и НАТО из Афганистана. России, конечно, нужно на двусторонней основе, в рамках ШОС и ОДКБ вырабатывать общую позицию с партнерами» — таково мнение президента российской Академии геополитических проблем Леонида Ивашова.
Впрочем, старт расползанию натовского вооружения по региону, кажется, уже положен. Как известно, в сентябре прошлого года Конгресс США решил отменить введенные в 2004 году ограничения на предоставление военной помощи Узбекистану и предложил выделять Ташкенту излишки вооружений из предназначенного для афганской кампании арсенала. Как опасается эксперт из Института стран СНГ Андрей Грозин, так недалеко и до открытия американской военной базы и официального объявления региона «зоной своих жизненных интересов». Что из этого выходит, известно на примерах Ближнего Востока и Северной Африки.
Как правило, размышляет эксперт, вслед за этим начинаются самые разнообразные проблемы у народов и у государств, расположенных в этой самой «зоне». США, отстаивая собственное видение того, как необходимо развиваться тем или иным странам, в минимальной степени считаются с мнением политических элит и населения этих стран. В этом контексте есть, видимо, резон напомнить под каким фальшивым, надуманным предлогом Вашингтон всей своей военной мощью набросился на неугодный ему режим Саддама Хусейна в Ираке. Обвинения Багдада в международном терроризме, в «незаконном» владении ядерным оружием, — все это было использовано США исключительно для решения своих военно-стратегических и экономических целей в регионе. Когда же американцы были уличены во лжи и обмане международной общественности, в том числе американской, тогдашний глава Пентагона Дональд Рамсфельд изрек: «отсутствие свидетельств (подтверждающих наличие у Ирака ядерного оружия — В.В.) — не является свидетельством их отсутствия». Такова неизменная «логика» янки.
Виктор Хинов, политолог,
специально для «Бизнес и Политика»