В этот день, 18 мая 1944 года, сталинский режим начал массовую депортацию крымских татар из их исторической родины – Крыма. Это преступление, которое по своей сути и последствиям соответствует международному определению геноцида, стало попыткой уничтожить крымскотатарское сообщество как коренной народ, стереть его присутствие с полуострова, искоренить культуру, язык и традиции.
На рассвете 18 мая войска НКВД начали депортацию крымских татар. Операция длилась три дня: людей принудительно доставляли на железнодорожные станции, где загружали в товарные вагоны, не приспособленные для перевозки людей. Основную часть депортированных составили женщины, старики и дети. В большинстве случаев крымским татарам не объясняли, что происходит, куда именно их везут, а на собрание давали не больше 15 минут.
Уже 20 мая НКВД отчиталось в Москву об «очищении» Крыма от крымских татар.
Как отмечалось в документе НКВД, всего было депортировано 193 865 человек, в том числе 92 553 детей до 16 лет.
Продолжительность убийственного пути депортированных в места спецпоселений в товарных вагонах длилась в среднем 2-3 недели. По дороге, в тесных вагонах, без еды, воды и медицинской помощи, от голода и болезней погибли от 7 000 до 7 900 крымских татар.
По официальным данным, только в первые месяцы изгнания – с мая по ноябрь 1944 года от болезней и истощения только в одном Узбекистане умерло 10 105 депортированных татар из Крыма, то есть около 7% от числа прибывших в Узбекскую ССР (151 136 человек). В течение 1944-1956 гг. из-за сверхсмертности, вызванной депортацией, и условиями пребывания в спецпоселениях, погибли 49 200 человек. Согласно переписи Национального движения крымскотатарского народа, за первые годы депортации умерло 46,2% народа.
Крымские татары под оккупацией России на ВОТ АР Крым
Несмотря на чрезвычайные потери, насилие и десятилетие изгнания, крымские татары не прекратили борьбу за право жить на своей земле. Нынешняя российская оккупация Крыма во многом воспроизводит репрессивную политику советских времен, направленную против крымскотатарского народа.
С начала временной оккупации территории Крыма в 2014 году Россия почти полностью подчинила себе религиозную жизнь полуострова. Согласно российскому законодательству, состоялась легализация тех органов религиозного управления и религиозных общин, которые проявляли лояльность к оккупационной администрации. При этом деятельность незарегистрированных религиозных общин по законодательству оккупационной администрации была запрещена. Оккупанты давлением на муфтия Эмирали Аблаева создали подконтрольную структуру — «Духовное управление мусульман Крыма и Севастополя», которая непосредственно проводит пропагандистскую политику России и активно сотрудничает с оккупационной администрацией.
Известно о по меньшей мере 100 случаях преследования крымских татар по религиозному признаку. По состоянию на начало декабря 2024 года среди 218 политзаключенных из Крыма 132 (около 60%) являются крымскими татарами, тогда как эта этническая группа составляет около 15% населения Крыма.
Оккупационные власти на ВОТ АР Крым системно противоправно этапируют крымских политзаключенных в колонии на территории России в тысячах километрах от Крыма, что является нарушением международного права, которое запрещает оккупантам перемещать местное население с оккупации на свою территорию. Более 40 крымских политзаключенных незаконно этапировали, а по факту депортировали в пенитенциарные учреждения на территории России. При этом им отказывают в оказании медицинской помощи. Сейчас известно о по меньшей мере 60 политзаключенных, нуждающихся в неотложной медицинской помощи.
Проблемой также является принудительная мобилизация, которая началась после начала полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года. В рамках кампании была зафиксирована массовая раздача повесток в местах компактного проживания крымских татар. В некоторых городах временно оккупированного Крыма представители оккупационных военных комиссариатов выдают повестки на выходах из мечетей. Обычно это происходит в пятницу, когда многие мусульмане посещают мечети для молитвы.
Принудительная мобилизация граждан Украины противоречит статьям 49 и 51 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Эти международные нормы запрещают оккупационным властям принуждать гражданских служить в вооруженных силах страны-оккупанта. Однако Россия систематически игнорирует международное право.
Оккупационные власти целенаправленно пытаются уничтожить нелояльное население в оккупации, принудительно мобилизуя их, а позже используя как «пушечное мясо» на войне. В настоящее время Россия усилила принудительную мобилизацию на оккупированных территориях Украины в целях компенсации значительных потерь в войне.
К сожалению, нам известно немногое. Прежде всего, это связано с отсутствием независимых правозащитных организаций на всех временно оккупированных территориях Украины.
Уничтожение оккупационными властями независимых медиа также ставило целью избавить жителей Крыма альтернативной информации, оставить их в изоляции от честного и объективного освещения событий. По меньшей мере 21 журналист подвергся политически мотивированным преследованиям в оккупированном Крыму, некоторые из них получили тяжелые приговоры по сфабрикованным обвинениям.
В качестве вывода важно подчеркнуть, что трагическое наследие советского геноцида против крымскотатарского народа повлекло за собой идентичный подход России к продолжению политики репрессий на оккупированных территориях Украины, в частности в Крыму.
Защита прав крымских татар и всех граждан Украины на временно оккупированных Россией территориях должна стать предметом международного внимания и действенного коллективного давления на агрессора, которое приблизит Украину и весь мир к справедливому и устойчивому миру.
Валерий Евдокимов,
Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Республике Таджикистан