Подборку рассекреченных документов из фондов Центрального архива военного ведомства, рассказывающих о проведении Берлинской стратегической наступательной операции и штурме советскими войсками столицы фашистской Германии, публикует министерство обороны РФ, сообщает Интерфакс.
«В новом мультимедийном проекте «Последний штурм перед Победой» на сайте военного ведомства опубликованы директивы и приказы Ставки Верховного Главнокомандования, оперативные донесения, информационные сводки, шифртелеграммы, журналы боевых действий, исторические фотоснимки, схемы и планы, наградные листы на участников Берлинской стратегической наступательной операции и другие документы, которые ранее не были представлены широкой общественности», — сказано в сообщении Минобороны России, распространённом в пятницу.
Ведомство отмечает, что «Берлинская стратегическая наступательная операция, начавшаяся 16 апреля 1945 года, была одной из самых масштабных и сложных кампаний Великой Отечественной войны, она потребовала огромного напряжения сил, тактического мастерства и невероятных жертв».
В частности, согласно опубликованным документам, штаб обороны Берлина «требовал от населения участвовать в боях против советских войск на улицах, в домах, под землей — в метро, в подземной канализационной сети».
«Кроме того, для борьбы с советскими танками были сформированы боевые отряды из представителей молодежной организации «Гитлерюгенд», большую часть которых составляли подростки. Вооруженные фаустпатронами курсанты и обслуживающий персонал всех военных школ были поставлены на защиту города. Из горожан были сформированы почти 200 батальонов фольксштурма (немецкого ополчения), для чего в городе проводилась поголовная мобилизация мужского населения от 15 и до 65 лет включительно. Гарнизон Берлина насчитывал более 200 тыс. человек. В городе были сосредоточены полицейские и эсэсовские части», — говорится в сообщении.
В числе опубликованных документов есть протокол допроса командующего обороной Берлина генерала артиллерии Гельмута Вейдлинга, который, в частности, рассказывает о состоянии рейхсканцлера Адольфа Гитлера в последние дни его жизни.
«Когда я увидел Гитлера 24 апреля (до этого я его видел в последний раз в прошлом году), я был поражён, передо мной сидела развалина (руина) человека, голова у него болталась, руки дрожали, голос был невнятный и дрожащий. С каждым днём его вид становился всё хуже и хуже. 29 апреля я был совершенно потрясён его видом. При этом, это был мой последний доклад ему, он мне показался просто фантазёром, так, например, на мои слова: «Мой фюрер, как солдат, я должен сказать, что нет больше никакой возможности защищать Берлин и Вас. Может быть, есть ещё возможность для вас выбраться отсюда…», он ответил: «Бесцельно выбираться, мои приказы ведь всё равно никем не выполняются…». При этом присутствовали — Кребс, адъютант Гитлера генерал пехоты Боркдорф, Геббельс, Борман», — сказал Вейдлинг.
Он также полагал, что версия о самоубийстве Гитлера соответствует действительности, свидетельствует протокол допроса.
«Я считаю, — сказал генерал, — что после 29 апреля (последняя встреча с Гитлером) не было никакой возможности для него выбраться из Берлина. Я себе не представляю, чтобы Гитлер был жив, и была устроена просто подлая инсценировка, ибо это было бы самым подлым и, пожалуй, самым глупым деянием национал-социализма».
Вейдлинг сдался советским войскам, подписав указ о капитуляции столичного гарнизона. Оружие сложили порядка 70 тыс. солдат вермахта. В Берлинской операции, проведённой советскими войсками, немцы потеряли убитыми до 380 тыс. солдат и офицеров, 400 тыс. попали в плен, сказано в опубликованных материалах.