3 декабря 2024 года Гуманитарная исследовательская лаборатория Йельского университета (HLR) обнародовала свой третий отчет «Русская систематическая программа принудительного усыновления и опеки украинских детей».
Данный документ содержит задокументированные доказательства систематического пренебрежения Россией правами украинских детей, являющихся нарушением международного права прав человека и международного гуманитарного права, Конвенции ООН о правах ребенка и Женевских конвенций.
В частности, отчет проливает свет на масштаб и организованный системный характер действий Российской Федерации против украинского народа, его идентичности и будущего. Речь идет о принудительном изучении языка, обучении по образовательным пропагандистским программам, культурной индоктринации, принудительном усыновлении, опеке, приобретении российского гражданства путем фальсификации персональных данных и изменении их статуса.
Основные элементы отчета:
Верифицирована информация о 314 украинских детях, из которых:
• 148 были внесены в российские федеральные базы данных по размещению детей, 42 из которых уже усыновлены, взяты под опеку или попечительство гражданами РФ;
• 166 детей находятся в российских семьях;
• 42 из них были устроены под опеку, усыновление или попечительство гражданами России;
• 166 детей были переданы в российские семьи.
• По меньшей мере, 67 детей получили российское гражданство, что позволило опекунам лишить их украинского гражданства без согласия детей.
Федеральное правительство России по указанию Путина внесло поправки в действующее законодательство и ввело новое законодательство для содействия российской программе принудительного усыновления и усыновления детей из Украины после полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года. Россия упростила процесс натурализации детей из Украины в качестве граждан России и устранила законодательные барьеры, которые не позволяли детям из Украины находиться под опекой или усыновляться гражданами России. Россия также предоставила пророссийским властям право подавать заявление на получение российского гражданства и отказываться от украинского гражданства от имени детей.
Натурализация детей из Украины является краеугольным камнем российской программы принудительного усыновления и защиты и позволила детям постоянно проживать с гражданами России. Йельская школа прав человека оценивает как весьма вероятное, что большинство, если не все, дети, указанные в этом отчете, были натурализованы как граждане России.
Кроме того, дети подвергались пророссийскому перевоспитанию в каждом из восьми учреждений, в которые их доставляли в России, и впоследствии были включены в российские базы данных по размещению детей. Дети были набраны Следственным комитетом России — внутренним органом по расследованию уголовных дел России — для кадетских школ и подвергались военной пропаганде, где им читали лекции о российской армии и вооружении. Детям также прививали российские нарративы, оправдывающие действия России в Украине, а также учебные программы и мероприятия, прославляющие Россию.
Дети также проходили медицинское и психологическое обследование у медицинских работников, связанных с Россией, которые также способствовали размещению детей из Украины у граждан России. По данным Кремля, врачи и психологи проводили медицинские осмотры и психологическую оценку детей, депортированных из Украины, чтобы «подготовить» детей к размещению у граждан России.
Путин и Львова-Белова уже были обвинены Международным уголовным судом в военных преступлениях, связанных с депортацией детей из Украины.
Однако действия, задокументированные в этом отчете, могут представлять собой отдельное и определенное преступление по передаче покровительствуемых лиц из одной национальной или этнической группы в другую. Принудительное усыновление и передача детей из Украины на воспитание, задокументированные в этом отчете, могут представлять собой военные преступления и преступления против человечности в соответствии с Римским статутом МУС. Хотя эти действия по отдельности могут не являться единственным основанием для уголовных обвинений в геноциде, в совокупности с другими доказательствами они могут подтверждать дело о геноциде в соответствии с Римским статутом. Наконец, действия, задокументированные в отчете, могут нарушать обязательства России как государства-участника Конвенции о правах ребенка.
Справка: по состоянию на 2023 год, в России зарегистрировано более 358 тысяч детей-сирот, около 36 тысяч из них воспитываются в социальных организациях.
В отчете Йельского университета приведены только верифицированные факты. Согласно официальным украинским источникам, Россия депортировала или принудительно переместила более 19,5 тысяч украинских детей. Однако, предполагается, что настоящие масштабы трагедии – гораздо больше. Мария Львова-Белова, уполномоченный по правам ребенка при президенте Российской Федерации, открыто заявила, что более 700 тысяч детей из Украины находятся в России, утверждая, что большинство из них прибыли в сопровождении опекунов, и представив это как «гуманитарную акцию».
Власти Украины полны решимости вернуть детей и привлечь к ответственности военных преступников – регулярно обращаются к международному сообществу в целях усиления давления на РФ с требованиями предоставить международным гуманитарным и правозащитным организациям доступ к учреждениям в России и на временно оккупированных территориях, где содержатся украинские дети.