Избирательная система Узбекистана сочетает в себе международные стандарты, передовой опыт демократических государств, а также традиции и ценности узбекского народа. На основе скрупулезного изучения позитивного зарубежного опыта и с учетом отечественной практики поэтапного формирования демократического общества создана собственная модель избирательной системы, базирующаяся на многопартийности. Таким образом, необходимым условием демократичности избирательной системы становится механизм, позволяющий выявить и максимально учесть многообразные социальные интересы, реально отражающий соотношение социальных сил.
В основу избирательного законодательства нашей страны положены ключевые, общепризнанные в мире демократические принципы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, других международных правовых актах, ратифицированных Узбекистаном.
В Конституции Узбекистана, принятой 8 декабря 1992 года, содержалась отдельная ХХIII глава, посвященная избирательной системе. Нормы статьи 117 закрепляли основные принципы и положения, определявшие суть избирательной системы Узбекистана. Соответствующая глава Конституции в новой редакции (XXII) была расширена и включает уже две статьи (128 и 129), детально определяющие основные принципы и порядок функционирования избирательной системы. Однако конкретную модель избирательной системы Основной закон не устанавливает, а делегирует решение Избирательному кодексу РУз.
В соответствии с этим в декабре 2023 года в Избирательный кодекс были внесены изменения и дополнения, существенно изменившие модель и характер нашей избирательной системы. Прежде всего документ закрепил новый порядок проведения выборов в Законодательную палату на базе смешанной, то есть мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Теперь на выборах в нижнюю палату Олий Мажлиса будут создаваться 75 одномандатных избирательных округов, от каждого из которых избираться депутат по мажоритарной системе (голосование по конкретным кандидатам), а также единый округ, где голосование будет вестись по партийным спискам (за ту или иную партию), а 75 депутатских мест будут распределены пропорционально количеству голосов, поданных за партию.
Стоит отметить, что в соответствии со смешанной моделью избирательной системы нижняя палата Олий Мажлиса наполовину будет формироваться по-старому, то есть на основе мажоритарной системы, когда на выборах в округе побеждает кандидат, набравший большинство голосов, а другая половина по-новому, то есть на основе пропорциональной системы, когда половину мест в палате получат кандидаты партии в соответствии с долей голосов, отданных за нее избирателями.
Избранным по мажоритарной системе считается кандидат, получивший по отношению к другим кандидатам наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатным избирательным округам. Избранными по пропорциональной системе считаются кандидаты, включенные в партийный список. При этом распределение мандатов между депутатами осуществляется в соответствии с очередностью кандидатов в депутаты, включенных в список партии.
Также новшеством является правило, согласно которому в случае, если только одна политическая партия набрала семь процентов и более голосов избирателей, принявших участие в выборах, депутатские места будут распределены между второй политической партией, набравшей наибольшее количество голосов избирателей на выборах. Кроме того, согласно изменениям, правом на образование фракции обладают не менее пяти депутатов Законодательной палаты (ранее их число составляло девять).
При проведении выборов в Кенгаши народных депутатов создаются областные, районные и городские избирательные комиссии. Также сокращено количество членов Центральной избирательной комиссии (с 15 до 9). При этом ее председатель избирается по представлению главы государства. Более того, он не может быть избран на этот пост более двух сроков подряд, а как минимум один из членов ЦИК должен быть представителем Каракалпакстана. Серьезным новшеством стало увеличение квоты, то есть минимального количества, женщин — с 30 до 40 процентов от общего числа кандидатов в депутаты.
Оценивая значение законодательных новелл, можно подчеркнуть, что это кардинальный шаг и прорыв в системе формирования состава представительных органов государственной власти. Их введение следует рассматривать как важный инструмент обновления и совершенствования избирательной системы. Они создают условия для того, чтобы выборы в представительные органы власти стали еще более активными и конкурентными.
Обновление избирательного законодательства Узбекистана соответствует общественным и государственным потребностям. Несомненно, введение смешанной избирательной системы в выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса значительно усилит конкуренцию политических партий.
Выборы — демократический способ формирования представительных органов государственной власти. Один из неотъемлемых признаков демократических выборов — наличие альтернативных кандидатур на выборные должности. Иначе выборы теряют свой социально-политический смысл, превращаются в разновидность назначения, утверждения в должности.
Именно политические партии, выдвигая своих кандидатов, конкурируя между собой, создают возможность действительного выбора для избирателя. Выборы легитимируют властные органы, то есть создают законные основания для их деятельности.
Стоит отметить, что наша избирательная система базируется на современных международных избирательных стандартах, в ней закреплены соответствующие критерии и требования, а также учтен передовой зарубежный опыт. Новое избирательное законодательство должно стать одним из инструментов реализации демократических обновлений, надежным механизмом открытого и гласного проведения выборов.
Сочетание в национальной избирательной системе передового опыта развитых стран и национальных традиций обеспечивает свободное и открытое волеизъявление народа. Законодательные новеллы направлены на обеспечение реализации избирательных прав граждан на основе принципов справедливости, гласности, открытости и транспарентности, на создание избирателям необходимых условий для свободного участия в выборах, а политическим партиям и их кандидатам — широких и равных возможностей в ходе избирательной кампании.
В целях пропорционального и подлинного представления интересов граждан определены нормы количества депутатских мест в областных и Ташкентском городском Кенгашах народных депутатов, которые зависят от количества населения: на территориях с численностью населения до двух млн человек — от 30 до 40; от двух млн и выше — от 40 до 50.
Количество депутатских мест в районных и городских Кенгашах народных депутатов определяется сходным образом: на территориях с численностью населения до 30 тысяч человек — от 10 до 15; от 30 до 100 тысяч — от 15 до 20; от 100 до 300 тысяч — от 20 до 25; более 300 тысяч — от 25 до 30.
Также важнейшей особенностью национальной избирательной системы является система независимых избирательных комиссий, которые обеспечивают организацию и проведение выборов в соответствии с требованиями закона. Кроме того, впервые в истории нашей страны во всех областях и городе Ташкенте создаются территориальные избирательные комиссии, которые организуют на соответствующей территории выборы в областной, Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов.
Таким образом, трансформация избирательной системы привела к совершенствованию порядка организации и проведения выборов. Этот процесс тесно связан со становлением многопартийной системы и повышением зрелости политических партий. Кроме того, созданы условия для усиления роли и ответственности политических партий, обеспечения независимости избирательных комиссий, внедрения реального механизма общественного контроля за выборами.
Новации избирательного законодательства способствуют, во-первых, повышению роли и ответственности политических партий в избирательном процессе; во-вторых, созданию организационно-правовых условий для активного участия политических партий в формировании органов представительной власти.
Ильяс Тультеев,
заведующий сектором Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор