
Гулджахон Ашурова, ВИЧ-положительная женщина, которая после прохождения антиретровирусной терапии заново построила свою жизнь и жизнь двух своих ВИЧ-положительных детей.
1 декабря мир отмечает Всемирный день борьбы со СПИДом. Этот день учрежден для того, чтобы продемонстрировать поддержку людям, живущим с вирусом иммунодефицита человека или ВИЧ и повысить осведомленность о мерах, которые страны должны предпринять для борьбы со СПИДом.
Тема Всемирного дня борьбы со СПИДом в этом году: «Обеспечить ведущую роль сообществ», предполагает сосредоточиться на поддержке и финансировании программ под руководством сообществ, а также на осуществлении юридической и правозащитной работы и решении стратегических вопросов.
С января 2003 года Программа развития ООН (ПРООН) при финансовой поддержке Глобального фонда тесно сотрудничает с Министерством здравоохранения и социальной защиты населения Таджикистана, а также с гражданским обществом по вопросам профилактики и лечения заболеваний и оказания социальной поддержки народу Таджикистана. Это долгосрочное партнерство направлено на устранение дискриминационных, гендерных и правовых барьеров, тем самым улучшая доступ к услугам, связанным с ВИЧ и туберкулезом, для населения, затронутого этими заболеваниями.
В Таджикистане ПРООН поддерживает инициативы сообществ в секторе ВИЧ. Этот процесс включает сбор и анализ данных организациями местных сообществ для улучшения услуг в области борьбы с ВИЧ.
Rights (права) + Evidence (факты) +ACTion (действия) = REACT
С 2021 года ПРООН при финансировании Глобального фонда поддерживает внедрение системы РЕАКТ (REACT) в Таджикистане. РЕАКТ (аббревиатура трех английских слов Rights Evidence ACTion — права, факты, действия) представляет собой комплекс мероприятий по мониторингу под руководством сообществ, направленных на расширение возможностей общественных организаций по осуществлению мониторинга и реагированию на проблемы в области прав человека. Эта инициатива играет ключевую роль в решении различных проблем. Только в 2022 году система РЕАКТ зафиксировала 810 случаев нарушений прав человека в Таджикистане, причем более 50 процентов этих случаев были связаны с нарушениями в отношении лиц, живущих с ВИЧ.
Каждый случай тщательно документировался, и, используя базу данных РЕАКТ, специально обученные сотрудники (называемые РЕАКТорами или уличными юристами), работающие в разных частях страны, реагировали на нарушения прав людей, живущих с ВИЧ.
Действия, предпринимаемые для реагирования на нарушения, включают непосредственное оказание поддержки, направление к специалистам для получения профессиональной юридической помощи и разъяснительную работу с систематическими нарушителями прав путем организации совещаний или тренингов – либо в медицинских учреждениях, либо в отделах милиции, где были зафиксированы нарушения.
Ежегодно 400-500 консультаций предоставляются НПО, поддерживаемыми ПРООН, через круглосуточные юридические горячие линии различным группам населения, таким как правоохранительные службы, областные и районные центры по борьбе с ВИЧ, а также людям, живущим с ВИЧ, по различным вопросам, связанным с правами человека, включая раскрытие статуса, увольнение с работы из-за ВИЧ-статуса, незаконное задержание и т.д.

Фариштамох Гулова, координатор проекта РЕАКТ в Таджикистане, в своем офисе в Душанбе.
Фариштамох Гулова, координатор проекта РЕАКТ в Таджикистане, говорит, что проект направлен на решение проблемы отсутствия информации и осведомленности населения о ВИЧ, а также о правах людей, живущих с ВИЧ, что приводит к нарушениям их прав.
«Проект РЕАКТ направлен именно на защиту прав человека», — говорит Ф.Гулова.
«Проект, начатый четыре года назад, направлен на борьбу с нарушениями прав человека, особенно среди целевых групп, таких как люди, употребляющие наркотики, люди, живущие с ВИЧ, секс-работники и т.д.»
По словам Ф.Гуловой, на данный момент РЕАКТ обучил представителей восьми НПО в Таджикистане выявлению случаев нарушений прав человека, в результате чего с 2020 года было зарегистрировано более 2 000 правонарушений.
Примечательно, что 53 процента этих правонарушений затрагивали женщин, а 47 процентов — мужчин в возрасте 18-35 лет, что приводило к проблемам в семейных отношениях после раскрытия ВИЧ-статуса, другим конфликтам, проблемам с медицинскими работниками, правоохранительными органами и т.д.
Но проект также сталкивается с внутренними проблемами, в том числе с нехваткой квалифицированных юристов для предоставления юридических консультаций на местном уровне. Несмотря на эти препятствия, проект охватывает не только районы, находящиеся республиканского подчинения, но также Согдийскую, Хатлонскую и Горно-Бадахшанскую области. В 2023 году сотрудники проекта оперативно отреагировали на 130 случаев нарушений прав, что свидетельствует о положительном воздействии проекта.
«Нас воспринимают как волонтеров», — говорит Ф.Гулова. «Национальный центр по борьбе со СПИДом направляет к нам людей по мере необходимости. Благодаря такой организации работы у нас есть положительные примеры, когда наши юристы выигрывали дела в суде. Например, одно дело было прекращено в судебном порядке, когда мужчина был освобожден в зале суда ввиду недостаточности улик и признания обвинений ложными. Другой случай касался предоставления отсрочки женщине ввиду наличия у неё маленького ребёнка. Это тоже была победа – ее не посадили в тюрьму. Третий случай также связан с женщиной, которую освободили из зала суда благодаря слаженной работе наших адвокатов.»
Ф.Гулова подчеркивает возрастающую роль проекта не только в качестве средства защиты интересов людей, наиболее пострадавших от ВИЧ, и НПО, но и как организации волонтеров, помогающих Национальному центру по борьбе со СПИДом. В результате такого сотрудничества удалось выиграть несколько дел, в рамках которых отдельные лица были оправданы или получили отсрочки приговора на основании скоординированных юридических усилий. Стратегический анализ нарушений прав человека, проводимый системой РЕАКТ, не только помогает отдельным людям, но и обеспечивает основу для рекомендаций по внесению изменений в законы, основанных на фактических данных.
А за счет последовательного усиления ответственности и распространения информации по профилактике ВИЧ проект способствует не только сдерживанию распространения вируса иммунодефицита, но и снижению связанной с этим стигмы в обществе.
Искоренение стигматизации в отношении ВИЧ
Первый случай ВИЧ-инфекции в Таджикистане был зарегистрирован 32 года назад. С тех пор правительство в сотрудничестве с международными организациями и местным офисом ПРООН ведет неустанную борьбу с данной инфекцией, добившись значительного прогресса.
Но, несмотря на эти усилия, мифы об этом заболевании сохраняются, а люди с ВИЧ-положительным статусом продолжают подвергаться стигматизации в обществе, что приводит к дискриминации уязвимых групп населения. Это способствует росту заболеваемости – только за первое полугодие 2023 года Министерство здравоохранения Таджикистана сообщило о 587 новых случаях ВИЧ, что на 39 случаев больше, чем за тот же период 2022 года. Общее число людей, инфицированных ВИЧ, превысило 14 000, включая более 9 000 мужчин и 5 000 женщин.
Одной из таких женщин является Гулджахон Ашурова. Ей 35 лет и она живет с ВИЧ с 2005 года, заразившись от мужа.
«Он узнал о своем статусе на три месяца раньше меня, после пяти лет совместной жизни», — говорит Ашурова.
«На тот момент у нас уже были дети. Здоровье моего мужа начало стремительно ухудшаться; его иммунная система ослабла. Сначала у него обнаружили туберкулез, а позже ВИЧ. После этого у меня тоже оказался положительный результат на ВИЧ.»
К сожалению, у двоих из ее детей также был выявлен ВИЧ.

Гулджахон Ашурова, ВИЧ-положительная женщина, которая после прохождения антиретровирусной терапии заново построила свою жизнь и жизнь двух своих ВИЧ-положительных детей.
Ашурова восприняла эту новость спокойно, не зная, чем чревата стигматизация в отношении ВИЧ в обществе.
«Вскоре после того, как стало известно о его статусе, мой муж скончался», — говорит Г.Ашурова. «Видимо, у него уже была тяжелая стадия. Кроме того, он отказался от терапии из-за различных слухов и стереотипов о том, что препараты якобы изготовлены из нехаляльных ингредиентов. [Примечание: речь идет о продуктах из животных, забитых не в соответствии с исламскими обычаями]».
Сейчас, сын и дочь Г.Ашуровой (которым уже исполнилось 16 и 14 лет) знают о своем ВИЧ-статусе, будучи к этому подготовленными матерью с детства. Семья проходит антиретровирусную (АРВ) терапию, и Г.Ашурова, несмотря на трудности, считает себя счастливой женщиной. Пять лет назад она снова вышла замуж за мужчину, также живущего с ВИЧ. Пара живет счастливо и воспитывает детей в атмосфере взаимной поддержки и любви.
Преодоление стигмы, построение новой жизни
Атабек Сафаров заразился ВИЧ в возрасте 24 лет. В отличие от Г.Ашуровой, А.Сафарову пришлось столкнуться с более явными проявлениями стигмы и дискриминации.

Атабек Сафаров стоит на тротуаре в г.Душанбе, Таджикистан. А.Сафарову пришлось бороться и преодолевать предрассудки относительно ВИЧ, бытовавшие у его родственников.
Сафаров впервые заподозрил неладное со своим здоровьем, вернувшись в Таджикистан из России, где он работал. Он заметил на своем теле красные пятна, похожие на волдыри. Это побудило его обратиться за медицинской помощью, в результате чего ему сделали анализы крови, которые выявили его ВИЧ-статус.
Как и Г.Ашурова, А.Сафаров смог лучше разобраться в вопросах, связанных с ВИЧ, благодаря общению со специалистами Национального центра по борьбе со СПИДом.
Известие о диагнозе повергло А.Сафарова в шок: он думал, что его жизни пришел конец. Ему потребовалось значительное время, чтобы восстановиться как физически, так и морально. В течение всего этого периода он скрывал свое состояние от семьи.
«Я несколько лет скрывал свой статус от родителей», — говорит А.Сафаров. «Вы же знаете наши традиции? Они искали мне жену, оказывали на меня давление, настаивали на том, чтобы я женился, и поэтому мне пришлось раскрыть свою тайну.»
«Родственники, конечно, были в шоке.»
Стигма и дискриминация начали проявляться в семье А.Сафарова, что привело к его изоляции. Понимая, что причиной этого является недостаточная осведомленность его родственников о ВИЧ, Сафаров решил действовать.
«Я начал посещать различные курсы НПО, работающих с людьми, живущими с ВИЧ, в поисках людей с похожей судьбой. Каждый день я приходил домой и буквально разрушал мифы о ВИЧ, просвещая своих родственников. Такая упорная и постоянная работа принесла свои плоды — всем нам стало легче жить.»
Жизнь А.Сафарова сейчас наладилась. Он женат, у них с женой, которая также ВИЧ-инфицирована, есть здоровый годовалый сын. Они сошлись на почве сотрудничества с местными НПО, и теперь вместе работают над различными проектами по поддержке людей, живущих с ВИЧ.
Перипетии в судьбе А.Сафарова служат свидетельством стойкости, тяги к знаниям и способности преодолевать социальные заблуждения, связанные с ВИЧ.
Но в некоторых случаях сам закон может стать проблемой.
Совершенствование правовой среды
С 2020 года ПРООН в Таджикистане оказывает юридическую помощь людям, живущим с ВИЧ, уделяя особое внимание стратегическим судебным делам, связанным с уголовным преследованием по делам о передаче и заражению ВИЧ. Особое беспокойство вызывает статья 125 Уголовного кодекса Таджикистана, согласно которой заражение человека ВИЧ или создание риска заражения ВИЧ является уголовным преступлением. На основании этой статьи правоохранительные органы возбуждают уголовные дела в отношении людей, живущих с ВИЧ, только на основании потенциальной угрозы передачи ВИЧ или просто на основании их ВИЧ-положительного статуса. Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от двух до трех лет, а в случае умышленного заражения двух и более лиц — на срок от пяти до десяти лет. Из-за страха преследования по статье 125 люди, живущие с ВИЧ, часто ищут партнеров, которые также являются ВИЧ-положительными. Частично это делается для того, чтобы избежать потенциальной дискриминации со стороны ВИЧ-отрицательных партнеров и юридических последствий в результате семейных конфликтов.
Таджикские правозащитники призывают к декриминализации статьи 125 (в части, связанной с риском передачи ВИЧ), критикуя непоследовательность и субъективность практики ее применения. Они утверждают, что в законе чрезмерный акцент делается на карательных мерах притом, что более эффективные стратегии общественного здравоохранения, такие как профилактика заболеваний, реабилитация, лечение и контролируемый доступ к лекарствам, игнорируются.
Обнадеживает тот факт, что правительство Таджикистана, под влиянием адвокационных усилий гражданского общества, внесло проект поправок в Уголовный кодекс. Эти поправки направлены на отмену положения статьи 125, устанавливающего уголовную ответственность за сознательное подвергание других людей риску заражения ВИЧ.

Зебо Касымова, юрист Центра по правам человека, возле своего офиса в г. Душанбе.
Зебо Касымова, юрист Центра по правам человека, признавая положительный характер этих законодательных изменений, тем не менее указывает на проблемы в их практической реализации. Она отмечает, что в приговорах часто не учитываются такие ключевые факторы, как вирусная нагрузка, уведомление партнера и факт получения АРВ-терапии, что неизменно приводит к обвинительным приговорам – даже в тех случаях, когда оба партнера знали о ВИЧ-статусе друг друга.
По словам З. Касымовой, хотя законы в Таджикистане и соответствуют всем международным правовым нормам и предоставляют все гарантии защиты людей с ВИЧ, их практическое применение не всегда отвечает этим самым нормам, и люди по-прежнему продолжают сталкиваться с дискриминацией в самых разных жизненных ситуациях.
«В своей практике я встречала судей, которые считали, что если у человека есть статус [ВИЧ-положительного], то это обязательно является следствием недостойного поведения», — говорит З.Касымова.
«Могут быть и другие причины, и от заражения никто не застрахован. Есть, конечно, и положительные изменения: после нашей совместной работы – проведения тренингов и семинаров с судьями, адвокатами, прокурорами по повышению информированности – общий фон восприятия изменился в лучшую сторону», – говорит Касымова.
«Но из-за частой ротации (на судейских должностях), когда их место занимают новые люди, нам приходится снова и снова работать над повышением осведомленности и снижением стигмы и дискриминации, а также бороться с нарушениями прав человека».
В 2022 году Центр по правам человека получил 234 запроса на предоставление юридических консультаций, число которых увеличилось в 2023 году. Результатом этого стало открытие 11 уголовных и девяти гражданских дел, в которых рассматривались такие вопросы, как раскрытие статуса, взыскание морального вреда и факты медицинской халатности.
Однако ожидаемые поправки в Уголовный кодекс, в частности в отношении декриминализации статьи 125, все еще находятся на рассмотрении, что оставляет правозащитникам надежду на их принятие в будущем и на отказ от первоначальных положений данной статьи.
Низкий уровень осведомленности в обществе провоцирует стигму и дискриминацию
Правительство Таджикистана при поддержке ПРООН, Глобального фонда и других партнеров в настоящее время предоставляет бесплатный доступ к антиретровирусной или АРВ-терапии – препаратам, принимаемым ежедневно, которые подавляют вирусную нагрузку ВИЧ, позволяя ВИЧ-положительным людям вести здоровый образ жизни и предотвращая передачу вируса другим людям.
Кроме того, страна недавно приняла Национальную стратегию и план действий в области прав человека, целью которых является усиление защиты прав человека в отношении людей, живущих с ВИЧ. Это включает в себя улучшение доступа к лечению, особенно для наиболее уязвимых групп населения.
Тем временем в Таджикистане продолжается борьба с бытующими в обществе стереотипами о ВИЧ-положительных людях, при этом НПО ведут работу с людьми, наиболее пострадавшими от распространения вируса.
Одной из таких НПО является СПИН Плюс, которая работает с потребителями наркотиков и людьми, живущими с ВИЧ, помогая им сделать осознанный выбор, чтобы вернуть свою жизнь в нормальное русло. Организация проводит регулярные профилактические мероприятия, предлагая при этом юридическую и психологическую помощь.

Алишер Исмаилов, заместитель директора «СПИН Плюс» возле своего офиса в Душанбе.
Сохраняющиеся проблемы стигматизации и социальной дискриминации проистекают из широко распространенной недостаточной осведомленности общественности, говорит Алишер Исмаилов, заместитель директора СПИН Плюс.
«Из-за существующих проблем стигматизации люди не решаются обращаться за лечением и раскрывать свой статус», — говорит А.Исмаилов.
«Даже внутри семьи, когда человек узнает о своем ВИЧ-статусе, ему в лучшем случае дают отдельную посуду, а в худшем — просто выгоняют из дома».
«Если бы люди только знали и понимали больше о жизни с ВИЧ, такого бы не происходило», – считает А.Исмаилов.
«Есть положительное решение, которое помогает улучшить иммунную систему – это всего лишь одна таблетка в день», – добавляет он, имея в виду АРВ-терапию.
Фото ПРООН / Нигораи Фазлиддин
Некоторые имена были изменены в целях защиты личности людей