В мире уже около 75 лет существует государство Израиль, очень похожее на Таджикистан, и его передовые технологии в малом и среднем бизнесе сельского хозяйства могли бы успешно применяться в республике. Но годы идут и это не происходит. Почему?

Осетры в Израиле. Фото с сайта bigpicture.ru
Если сравнить численность населения Таджикистана и Израиля, то окажется, что в конце 2022 года в Израиле проживало 9,7 миллиона человек, а в Таджикистане почти на полмиллиона больше – 10,1 миллиона. Немногим более 7 миллионов в Израиле насчитывается «титульной нации» (74%), а в Таджикистане – 8 миллионов (80%). Разница – совершенно незначительная, особенно если учесть, что более 1 миллиона граждан Таджикистана находится на заработках за рубежом. Природные условия двух стран схожи – те же пыльные бури (в Таджикистане называют «афганец»), та же жара летом, скудные почвы и сейсмика. Но на этом сходство заканчивается.
Настоящее ближневосточное чудо
По площади Израиль занимает 20,77 тысяч квадратных километров, из которых 12,5 тысяч квадратных километров – это пустыни Арава, Негев и Иудейская. Площадь Таджикистана составляет 141,40 квадратных километров – в разы больше. По площади орошаемых земель Таджикистан также в лидерах – более 500 тысяч гектаров, а в Израиле их около 300 тысяч.
В Таджикистане задача продовольственной безопасности практически недавно была в целом решена. Но в Израиле продукция кибуцев (небольших сельскохозяйственных предприятий) и фермеров страна не только покрывает потребности страны (до 95%) но и экспортирует. Благодаря выходу к морю, в Израиле за рубеж поставляют столько продукции, сколько аграриям Таджикистана трудно представить – до 1,5 миллиардов долларов в год, а всего экспорт этой небольшой страны поражает – на сумму 60 миллиардов долларов в год. К примеру, никого уже не удивляет, что урожайность картофеля в Израиле поражает воображение – 600 центнеров с гектара.
В структуре производства Израиль представляет собой типичную индустриальную страну, в которой основной экспорт идет в США (27% или 16,3 миллиарда долларов) и в Китай с долей 7,31% (7,3% или 4,39 миллиардов долларов). Для сравнения – весь экспорт Таджикистана составил в 2022 году 2,09 миллиарда долларов.

Яблоневый сад в Израиле. Фото Эяль Марголин
Сельское хозяйство в Израиле организовано не как в Таджикистане, где орошаемые земли розданы дехканским хозяйствам, причем большинство из них не способно платить за воду. И выращивают дехкане на этих землях, в основном те культуры, которые выгодны им самим. Израильские кибуцы похожи на советские колхозы и совхозы. Численность населения в этих коммунах невысокая — примерно 2% от всех граждан, но в них производят большинство всей сельскохозяйственной продукции. Труд в кибуцах разделяется по назначению, по специализациям, но в коммуне сохраняется общее имущество и примерное (высокое в абсолютном выражении) равенство в потреблении. Что же касается компьютеризации, современные компьютеры и передовое программное обеспечение по сельскому хозяйству установлены у любого фермера, чего невозможно сказать о Таджикистане.
Технологиям остается только удивляться
Во многих странах известно, что лучше всех и дольше всех хранятся широко распространенные в мире вкусные яблоки зеленого цвета, которыми Израиль снабжает зарубежные страны. Чтобы плоды не теряли влагу, их покрывают природным воском, что делает яблоки совершенно безопасными для здоровья. В Израиле занимаются выращиванием яблок около 17 тысяч человек. Естественно, что сорта подобраны и посажены таким образом, что кроны деревьев между рядами позволяют пропускать сельскохозяйственную технику. Старые деревья, которые стали давать меньший урожай, вырубаются и заменяются новыми. Сбор фруктов требует ручного труда, однако цены на продукт такие, что выращивать фрукты весьма выгодно. При этом, сорта яблонь выведены израильскими агрономами и содержатся в секрете. Их можно только купить.
В Таджикистане многие видели огромные бетонные ванны, построенные еще в советские годы и расположенные при въезде в Ромитское ущелье. В них выращивается форель, причем таджикские рыбоводы получают высокую прибыль. Новые рыбные хозяйства, где выращивают форель, сазана и белого амура, уже построены в ряде областей республике и они входят в число предприятий среднего бизнеса. Выращенную форель готовы импортировать Китай и Турция, а потенциал рыбоводства в республике оценивается в 200 тысяч тонн. Цены на форель в Таджикистане сложились вокруг 70 сомони за килограмм, а экспортные цены будут еще выше.
Однако, что касается рыбы, Израиль пошел еще дальше – страна уже обогнала Россию по производству и экспорту черной икры. Технология выращивания осетра в Израиле не особо сложная, и в России ее производством успешно занимается несколько малых предприятий. Рыба осетровых пород, как и сом – без чешуи и в самом Израиле считается не кошерной, поэтому в Израиле черной икры мало. Однако цена черной икры, поставляемой в магазины Германии, Франции и других стран, достигает 850 долларов за 1 килограмм и выше. Кстати говоря, осетры в специальных бассейнах Израиля выращивали не всегда, и производству черной икры предприимчивые переселенцы научились сами.

Осетры в Израиле. Фото с сайта bigpicture.ru
Большой урон сельскому хозяйству Израили, как и Таджикистану, могут нанести саранча и другие вредные насекомые, поэтому вот уже почти 40 лет в одном из кибуцев компания BioBee производит врагов вредных насекомых – пчел, мух и пауков, поедающих вредителей. Это, в свою очередь, позволяет Израилю экспортировать свою экологически чистую, без химикатов, продукцию, которая дорого стоит.
Всем известно, что коров, дающих в год в среднем по 5 — 6 тысяч литров молока, выращивают и экспортируют в Голландии. Израильские коровы дают до 11.500 литров молока. Поэтому с недавних пор голландские фермеры приезжают в Израиль, чтобы научится применять технологии выращивания высокопродуктивных пород и доильную систему, разработанную компанией miRobot. Израильская техника делает доение коров практически без участия людей и увеличивает выход молока.

Трубы для капельниц в Израиле. Фото с сайта fermershop.com.ua
О капельном орошении в Таджикистане говорят уже почти 50 лет, но где и насколько эффективно в республике применяют системы капельного орошения, — это мало кто знает. Вот что пишет о себе израильская компания Netafim, производящая системы капельного орошения: «Нас сейчас 4300 человек, расположенных в 110 странах. У нас есть 29 дочерних компаний и 17 производственных предприятий по всему миру».
В Израиле не только производят трубы и капельницы, но и занимаются подпочвенным орошением, доставляя прямо к корням оросительную воду и удобрения. А недорогие пластиковые лотки компании Tal-Ya позволяют получать воду из воздуха (из конденсата). Не случайно площадь лесов и плодовых деревьев в Израиле в отличие от многих стран растет год от года.

Вертикальные «агро-стены». Фото с сайта il4u.org.il
Всех, кто побывал в 2015 году в Милане на всемирной выставке «Экспо-2015», удивили израильские технологии «вертикальных агро-стен». Зеленые «стены» компании Green Wall, на которых высажены зерновые, экспонируются и в выставочном центре Тель-Авива «Ганей Тааруха». Такую же красоту (и выгоду от выращенных овощей) можно видеть на балконах высотных зданиях во многих городах мира.
Совсем недавно, 30 лет назад, в Израиле был выведен сорт мелких вкусных помидоров «черри», продающихся во всем мире — от Европы до Мексики. Но настоящие семена можно купить только в Израиле.
Сегодня уже доказано – объем ледников уменьшается, борьба за поливную воду возрастает, и проблема голода выходит на первый план. Поэтому эти и другие технологии Израиля способны не только экономно использовать воду, но и успешно бороться с голодом.
Почему израильские технологии проходят мимо?
Для многих экспертов, включая специалистов Министерства сельского хозяйства Таджикистана, ответ на этот вопрос представляет сложность. Тем не менее, если не спеша подумать, то, по всей вероятности, будет вырисовываться следующая картина, с которой мало кто согласен и точка зрения автора статьи может не совпадать с официальной.
По-видимому, главной причиной слабого развития израильских технологий в Таджикистане можно считать тот факт, что связи между Таджикистаном и Израилем слабые. До распада Советского Союза в городах и районах Таджикистана жило примерно 15.000 евреев, в основном бухарских. В 80-х годах минувшего века в Душанбе было 3 синагоги, а сегодня только одна, причем посещают ее лишь несколько человек, и постоянного раввина в ней нет.
Значительная часть умных и талантливых репатриантов с высшим образованием (а это многие десятки тысяч человек), которых принял и обеспечил жильем Израиль, приехали в эту страну из России и Украины и именно они внесли свой вклад в развитие израильских технологий в промышленности и в сельском хозяйстве. Часть репатриантов перебралась из Израиля в США, и с родиной их связывает, в основном, лишь чистое ухоженное еврейское кладбище в Душанбе, на содержание которого выделяются деньги.
Насколько можно понять, руководителям Таджикистана передовые израильские технологии важны меньше, чем высокие слова о технологиях, которые говорят с трибун. Однако, какие передовые технологии привозят из командировок из-за границы для сельского хозяйства Таджикистана и какую прибыль получит республика – об этом никакой информации нет. Объясняется это просто – у людей, летающих самолетами, есть деньги и им приятнее летать на Ближний Восток, но не за технологиями в Тель-Авив, а на отдых в Дубай.
Конечно же, эта статья не реклама конкретных технологий и не полный их перечень — что и где внедрять, решают специалисты. Однако, насколько быстро Таджикистан справится с бедностью и с крайней бедностью — пока говорить трудно. Но если на израильские технологии обратят внимание как следует, то малый и средний бизнес Таджикистана будут способны зарабатывать на свою черную икру, а не на икру на куске хлеба у банкира.
Автор: Андрей Захватов