Avesta.Tj | 24.06.2021 | Постсоветским странам Центральной Азии следует забыть о своих обидах друг на друга и объединить свои усилия для совместной борьбы с угрозами, исходящими от боевиков радикального движения «Талибан», считает российский политолог Мехман Гафарлы, комментируя «Авесте» обострение ситуации на внешних границах СНГ, в частности вблизи границы Афганистана в Таджикистане.
Что ждет Афганистан после вывода войск
«После вывода иностранных войск, в том числе основной части американских войск из Афганистана талибы полностью возьмут власть в стране. Но талибы, вновь став хозяином всего Афганистана, принесут немало проблем постсоветским странам Центральной Азии. Их планы о создании в Центральной Азии великого Исламского халифата, с включением в него территории всех постсоветских республик этого региона, никто не отменял. Боевики «Талибана» развернули боевые действия во всех провинциях, где власть всё ещё находится в руках официального Кабула, и уже вплотную подошли к таджикской границе, захватив таможенный пост на реке Шерхан-Бандар на реке Амударья. Соседний Узбекистан закрыл свои рубежи, и правильно сделал. Тоже самое следует делать Таджикистану и Туркменистану», — считает политолог.
По его словам, поступают сообщения о том, что в самом Афганистане формируются отряды народного ополчения для борьбы с «Талибаном». Но эти силы талибами будут полностью и быстро разгромлены. Так, что не стоит на них рассчитывать.
Центральной Азии следует опасаться талибов?
«Чем же плохо нынешнее обострение военно-политической ситуации в Афганистане и рост напряжённости на его границе с постсоветскими республиками Центральной Азии? Во-первых, у талибов цель — создать великий Исламский халифат в Центральной Азии, захватив территории соседних Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Туркменистана. Они никогда от этой идеи не отказывались. Во-вторых, в нынешнем обострении ситуации в Афганистане и его границах присутствует не только военный аспект, но также и большая геополитика и талибы инструмент в этой геополитической игре между Россией и США. Несмотря на то, что движение «Талибан» в России запрещено как террористическая организация, Москва всё же регулярно предоставляла площадку для внутриафганских переговоров с участием талибов. Но параллельно то же самое делали США, проводя регулярные прямые переговоры с талибами в столице Катара — Дохе. В этой большой геополитической игре победу одержит та сторона, которая имеет больше влияния и рычаги давления на талибов. Судя по всему, у США возможности повлиять на действия талибов гораздо больше, чем у России. Это, и оставшаяся часть американских войск в Афганистане, и большие финансовые ресурсы США, и условия договора о выводе иностранных сил, в том числе американских войск из Афганистана. По условиям этого договора, американские войска вернутся в Афганистан, если талибы будут угрожать интересам США», — подчеркнул Мехман Гафарлы.
Талибы – карта в руках Вашингтона и Москвы
«Всё это означает, что США, несмотря на вывод значительной части своих войск из Афганистана, продолжат оказывать сильнейшее влияние на действия талибов. И, в случае нового обострения отношений между Вашингтоном и Москвой американцы могут использовать талибов против России, спровоцировав нападение талибов на союзников России в регионе — на Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, и далее на юг Казахстана. Так, что, есть все основания полагать, что США могут с помощью талибов ударить по России через страны Центральной Азии, и в первую очередь через Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Поэтому этим трём странам Центральной Азии следует готовиться к худшему сценарию развития событий, повысив боеготовность своих армий», — отметил политолог.
Закрыть границы напрочь
«Другой фактор — это проблема беженцев. Если большой поток беженцев из Афганистана хлынет в Узбекистан, Таджикистан и Киргизию, то это взорвёт ситуацию в этих странах. Во-первых, беженцы из охваченной боевыми действиями страны всегда реальная угроза. Среди беженцев могут быть немало боевиков, способных устроить локальные боевые действия в странах своего пребывания. Во-вторых, после прихода большого потока беженцев может начаться продовольственный дефицит и резкий рост цен на все товары первой необходимости. А это чревато социально-экономическими катаклизмами и резким обострением общественно-политической ситуации. Поэтому Таджикистану и Узбекистану следует думать не о том, как принимать и где разместить беженцев из Афганистана, а о том, как не допустить их на свою территорию, если даже многие из них этнически близкие люди. Потому, что в таких условиях под ударом может оказаться судьба всей страны. Поэтому Душанбе и Ташкенту нужно готовиться к защите своих рубежей и напрочь закрыть свои границы с Афганистаном», — подытожил Мехман Гафарлы.