
Avesta.Tj | 14.11.2019 | Национальный банк Таджикистана и агентство Moody’s Investors Service обсудили нынешнюю банковскую ситуацию в стране. Данный вопрос был обсужден на встрече первого заместителя председателя Нацбанка Таджикистана Джамолиддина Нуралиева с делегацией Moody’s Investors Service во главе с Кристианом де Гузманом в преддверии публикации независимого рейтинга Таджикистана.
Как сообщает пресс-центр Национального банка РТ, цель встречи — определение кредитного рейтинга и ознакомление с нынешней банковской ситуацией в республике по результатам показателей текущего года.
Таджикская сторона ознакомила делегацию Moody’s Investors Service с банковской ситуацией, реализацией монетарной политики и удержанием инфляции в рамках прогнозного показателя.
Представители Нацбанка утверждают, что, несмотря на внешние факторы влияния, Таджикистану удалось за последние годы обеспечить макроэкономическую стабильность. В частности, это касается обеспечения доходности и улучшения кредитного портфеля, снижения неактивных кредитов и роста депозитов. «Это свидетельствует о доверии населения к банковской системе», — заверяют в НБТ.
В свою очередь Кристиан де Гузман рассказал о методологии проведения оценки, и основных факторах определения рейтинга от показателей финансовой стабильности, государственной обязанности, монетарно-фискальной политики, реализации графика инфляционного прицеливания, наличие возможных рисков и непредвиденных ситуаций.
Представители Moody’s Investors Service отметили, что по новой методологии, прогноз делается на показателях 12 месяцев, и он готовится на основе представленных Таджикистаном показателей.
Напомним, что банковский кризис в Таджикистане начался в 2015-м году. У четырех кредитных учреждений — «Таджиксодиротбанка», «Агроинвестбанка»,»Тоджпромбанка» и «Фононбанка» возникли серьезные задолженности перед вкладчиками и партнерами. В итоге «Тоджпромбанк» и «Фононбанк» были объявлены банкротами, а два других – «Таджиксодиротбанк» и «Агроинвестбанк» смогли продолжить свою деятельность при государственной поддержке: первый получил 2 млрд. 250 млн. сомони , второй – 1 млрд. 70 млн. сомони.
Последние четыре года вкладчики указанных банков обивают пороги указанных финансовых учреждений в надежде, что вернут свои деньги. Часть денег кладчиков за это время были возвращены, а остальное обещают после продажи имущества и активов.
Сами вкладчики, утверждают, что им все время обещают, что имущество и активы уже обанкротившихся банков выставлены на продажу. Однако, заложенное банками имущество оценено по очень высоким ценам, и реализовать их не очень-то просто.
В тоже время эксперты отмечают, что в начале 2000-х годов население доверяло банкам и это доверие было высоким, чего нельзя сказать после того, как некоторые банки, даже крупные оказались в сложной ситуации. Условия, предлагаемые финансово—кредитными организациями республики не выгодны, как предпринимателям, так и производителям из-за высоких процентных ставок. К примеру, процентная ставка социального кредита, в среднем составляет 27% годовых.