Avesta.Tj | 17.05.2017 | Международный экономический форум «Один пояс — один путь» прошел в китайской столице городе Пекине с участием глав государств и представителей свыше 100 стран мира и международных организаций.
«На расстоянии тысяч миль, на протяжении тысячелетий, древние шелковые пути формировали дух мира и сотрудничества, открытости и общего участия, взаимного узнавания и взаимной выгоды», — сказал на открытии Форума председатель КНР Си Цзиньпин, подчеркнув, что «дух Шелкового пути стал великим вкладом в человеческую цивилизацию».
Китайская инициатива «Один пояс — один путь» имеет большое значение для всеобщего развития, поскольку фактически может рассматриваться в качестве наследия человеческой цивилизации, заявил Си Цзиньпин.
«Около 2 тыс. лет назад был открыт трансконтинентальный проход, соединяющий Азию, Европу и Африку», — отметил китайский лидер, подчеркнув, что в наше время он стал «воплощением мира и кооперации, открытости и толерантности, взаимопонимания и обоюдной выгоды». «История — наш лучший учитель, и она нам говорит: цивилизация развивается за счет открытости, сосуществование народов обеспечивается за счет их интеграции», — подчеркнул он.
По словам Си Цзиньпина, в последнее время мировому сообществу приходится решать множество проблем комплексного характера, которые требуют совместных усилий.
Концепция Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века (сокращенно — «Один пояс — один путь») была выдвинута председателем КНР в 2013 году. Этот китайский супер-проект нацелен на формирование транспортного, энергетического и торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы, а в более широком плане — на углубление экономического взаимодействия между десятками государств, интенсификацию научно- технического сотрудничества между ними.
Китай — заинтересованный сторонник продолжения и расширения процессов глобализации, о чем неоднократно говорили руководители страны. Объем инвестиций КНР в зарубежные страны в ближайшие пять лет может достичь 600-800 млрд. долларов. Подчеркивается, что значительная часть этих инвестиций пойдет в страны Экономического пояса Шелкового пути.
По мнению ряда таджикских экспертов, участие в проекте «Один пояс — один путь», также сулит выгоду и Таджикистану, который связан с Китаем узами стратегического партнерства.
Реализация концепции создания «Один пояс — один путь» сулит Таджикистану решение ряда важных вопросов, прежде всего экономических, на решение которых республика всеми силами старается привлечь инвестиции. Об этом в интервью «Авеста» заявил эксперт по экономическим вопросам Джамолиддин Одинаев.
По его словам, в целом идея «одного пояса и пути» заключается в создании инфраструктуры и налаживании взаимосвязей между странами Евразии. Этот пункт данного проекта решит стратегическую задачу — вывод Таджикистана из географической изолированности и превращение страны в транзитную зону.
«Долгие годы обсуждаются железнодорожные и автомобильные проекты, которые могут соединить многочисленные страны — от Китая до Персидского залива через территорию Таджикистана. Однако, эти проекты так и остались на уровне разговоров из-за отсутствия конкретной программы, которая могла бы обеспечить их финансовую устойчивость и загруженность. Теперь, в рамках идеи создания «одного пояса и пути» транспортные проекты могут быть реализованы с учетом заинтересованности многочисленных стран в его осуществления», — отметил Дж.Одинаев.
Эксперт подчеркивает о необходимости усовершенствования трансграничной транспортной инфраструктуры, отмечая, что Китай располагает достаточным объемом финансовых ресурсов, чтобы участвовать в создании транспортных сетей, соединяющих Восточную, Западную, Центральную и Южную Азию, что создало бы благоприятные условия для экономического развития региона.
«Учитывая серьёзность намерений Китая в реализации «одного пояса и пути» можно полагать, что в ближайшие годы начнется реализация проекта по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран. Этот фактор способствует индустриализации восточной части Таджикистана», — резюмировал Дж.Одинаев.
Другой таджикский эксперт, Махди Собир считает, что прошедший в Пекине форум «Одни пояс – одни путь» является продолжением внутренней и внешней политики Китайской Народной Республики.
«Проект «Один пояс — один путь», как бы подытоживает созидательные инициативы Китая за последние два десятилетия, направленные на развитие всего региона», — подчеркнул Махди Собир.
«Данный проект выгоден Таджикистану, учитывая постоянную помощь, которую оказывает Китай таджикской экономике. Реализацию программы «Один пояс – один путь» даст серьезный толчок экономике Таджикистана, появятся новые рабочие места, улучшится уровень жизни населения. Проект сблизит страны – участницы, и от реализации данной программы можно ожидать серьезные изменения к лучшему», — подытожил эксперт.
Ахмадшохи Комил, политический и экономический обозреватель, также считает необходимость реализации программы «Один пояс – один путь», которая, по его мнению, послужит экономическому росту в мире.
«Решение Таджикистана об участии в проекте «Шелковый путь», а затем в программе «Один пояс – один путь» является логичным, так, как страна не остается сторонним наблюдателем в реализации данной грандиозной инициативы, а становится непосредственной участницей проекта, что в будущем принесет только пользу», — отметил Ахмадшохи Комил.
«Таджикистан, участвуя в проекте, обязан найти и занят свою нишу в нем с максимальной экономической и политической пользой для себя», — заключил обозреватель.
«Проект «Один пояс – один путь» — это инициатива Китая, обладающего не только идеей но и огромными ресурсами для его реализации. Хотя данный проект выгоднее, прежде всего КНР, но и другие страны также будут извлекать выгоду из него. Страны-участницы проекта станут не только потребителями, но и производителями, поставляющими свою продукцию по заданному маршруту, и если, Таджикистан также займется развитием производства конкурентоспособной продукции, то республика сможет выйти на рынки стран-участниц проекта», — считает независимый политолог Нурали Давлат.
Он напомнил, что схожие с этим проекты ранее пытались инициировать США. «К примеру, США говорили о возрождении «Нового Шелкового пути», идею лоббировала тогдашний госсекретарь США Хилари Клинтон, но у Америки появились новые проблемы в других частях света, и об этой инициативе «подзабыли», — подчеркнул Нурали Давлат.
«Китай в то время занял выжидательную позицию, и как только наступил «удобный момент» выдвинул инициативу о возрождении «Шелкового пути» логическим продолжением которого и является проект «Один пояс – один путь», тем более у КНР есть все ресурсы – и финансовые, и людские, чтобы реализовать этот проект», — резюмировал политолог.
Другой таджикский эксперт Зокир Зоиров отмечает, что в ряде стран, в том числе, в Таджикистане реализуются некоторые проекты, которые располагаются на протяжении всего маршрута «Один пояс — один путь». Эти проекты охватывают различные отрасли, от сельского хозяйства до промышленности.
«К примеру, в Таджикистане реализованы ряд проектов промышленного назначения, которые специализируются в производстве строительных материалов, сельскохозяйственной продукции, а также драгметаллов. С помощью китайских инвестиций количество таких предприятий в республике увеличивается, и, соответственно растет объем их производства», — заявил эксперт.
«В будущем эти предприятия вынуждены искать новые рынки сбыта своей продукции, поскольку Таджикистан, фактически не может полностью потреблять производимый ими товар. Вот тут в помощь идет проект «Один пояс — один путь» и его инициатор — Китай. У Китая есть большая экономическая мощь, огромные запасы капитала, огромный опыт в строительстве инфраструктуры, большие рынки, и он (Китай) поможет Таджикистану развиваться», — отметил Зоиров.
Эксперт утверждает, что инициатива создания «Одного пояса и пути» уже находится на стадии активной реализации. «Создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) под патронажем КНР с уставным капиталом $100 млрд., куда в январе 2015 года вошел Таджикистан. Таджикистан получил первый транш указанного банка для реализации своего транспортного проекта. Кроме того, ускоряется строительство четвертой ветки газопровода Центральная Азия — Китай через территорию Таджикистана, и все это говорит о положительной стороне участия в данном проекте», — подытожил Зокир Зоиров.