Avesta.Tj | 07.04.2017 | Европейский союз и Европейский банк реконструкции и развития считают, что для захоронения радиоактивных отходов в Таджикистане необходимо выделить 30 млн. евро.
Двухгодичное исследование нанятых ЕС специалистов выявило, что урановые отходы и могильники в местечке Дехмой в городе Бустон (бывший Чкаловск) и в городе Истиклол (бывший Табошар) остаются источниками опасности для местного населения.
По словам представителя ЕБРР Мартина Андерсона, особую тревогу у властей Согдийской области вызывает утечка газа радон из трещин огромного холма урановых отходов в Дехмое. В случае, скажем, землетрясения, катастрофы здесь не избежать, заявил он на конференции в городе Душанбе.
Напомним, в декабре 2013 года была принята резолюция ООН с призывом к международному сообществу помочь странам Центральной Азии решить проблему радиоактивных отходов. Евросоюзом создан Международный фонд экологической реабилитации, который должен аккумулировать финансовые средства для решения проблем урановых отходов. ЕБРР на первом этапе выделил на эти цели 16,5 миллиона евро. Но этого, по словам заместителя директора департамента по ядерной безопасности ЕБРР Балтазара Линдауэра, не достаточно – для того, что обезопасить урановые отходы в Центральной Азии необходимо собрать не менее 80 млн. евро.
В настоящее время только вокруг города Истиклол (Табошар), в «наследство» от бывшего Советского Союза, остались пять радиоактивных хранилищ и заброшенный урановый рудник. Табошар был основан в конце 1940-х годов и оставался «закрытым городом» до распада Союза. Большинство жителей работали на урановом руднике и добывали сырье для бомб советских баллистических ракет. А сегодня самые большие открытие урановые отходы или могильники расположены в самом Истиклоле и в местечке Дехмой.
Радиоактивные хранилище в Дехмое является крупнейшим в Центральной Азии и потому эксперты в области экологии подчеркивают, что в первую очередь необходимо решить проблему этого могильника. Но реальная угроза этих радиоактивных отходов до сих пор полностью не изучена, нет официальной информации о заряженности подземных вод, о влиянии хранилищ на экологию региона и на здоровье местных жителей.