Avesta.Tj | 19.07.2016 | Разговоры о формирующихся предпосылках для государственного переворота в одной из ключевых стран НАТО – Турции уже давно велись на страницах западной, в первую очередь американской прессы. Экстравагантный и мало предсказуемый президент этого государства Реджеп Эрдоган полностью вышел из-под контроля американцев, взял курс на объединение вокруг Анкары бескрайнего тюркского мира с мечтой о воссоздании Османской империи. Изменив в целях укрепления своей личной власти ряд положений конституции, он минимизировал роль и влияние армейской верхушки на политические и государственные процессы в турецкой вотчине, взял твердый курс на сохранение и укрепление централизованного государства, претендующего на роль беспрекословного лидера в регионе.
Такие непомерные амбиции турецкого «султана», ввязавшегося еще на этой волне в опасные политические игры с исламскими экстремистскими организациями, типа ДАИШ, в расчете использовать их для ослабления своих конкурентов в регионе – Сирии, Израиля и других, привели Анкару практически к полной изоляции в регионе. В Европе тоже в последнее время не испытывали восторга от миграционной «политики» властей Анкары в контексте сирийского кризиса, поставившей ее целиком на службу своим стратегическим и финансовым интересам.
Еще задолго до военного мятежа ведущий аналитик американского издания The International Herald Tribune — Джонатан Пауэр подчеркивал, что «современная Турция проявляет очевидные признаки авторитаризма: арест десятков журналистов, варварское отношение к протестующим на улицах, попытки «вышвырнуть» курдских депутатов из парламента, фактическое уничтожение курдского города Диярбакыр…» Он напомнил, что именно в период правления кабинета Эрдогана в 2005 году было возбужденно уголовное дело против Нобелевского лауреата Орхана Памука за позицию Анкары по вопросу геноцида армян в 1915 году. Незавидна, по словам этого аналитика, судьба в нынешней Турции инакомыслящих и национальных меньшинств. Режим Эрдогана «считает своими врагами не только армян и курдов, но и тех турок, которые имеют мужество не соглашаться с его политикой», заключает Джонатан Пауэр.
На высокую вероятность военного переворота в Турции указывал недавно и американский эксперт по Ближнему Востоку и Турции, бывший сотрудник Пентагона, ведущий сотрудник аналитического центра политических прогнозов Stratfor — Майкл Рубин. На официальном сайте американского института Предпринимательства была опубликована его сенсационная статья, содержавшая «достоверные» ссылки на протестные настроения в турецкой армии, которая вызвала если не переполох, то крайнее раздражение официальной Анкары. Там было сказано, что политическая ситуация в Турции плачевная, а проблемы страны кроются в непродуманной и авантюрной политике президента Эрдогана, который «слишком заигрался в османского султана». Туристический бизнес в стране практически уничтожен, турецкая валюта находится в свободном падении, растет недовольство средних и низших чинов в турецкой армии.
По мнению Майкла Рубина, в случае государственного военного переворота «администрация президента Обамы в преддверии выборов вряд ли пойдет на что-то большее, чем словесная критика возможных зачинщиков и участников этой акции, если они сразу возьмут курс на «восстановление демократии в этой стране». Вашингтон, считает этот американский эксперт, не станет поддерживать и спасать Эрдогана, поскольку он не замечен «в приверженности к демократии». Более того, Майкл Рубин выражает убежденность в том, что «с новым руководством Турции, которое придет на смену Эрдогану, будут готовы сотрудничать и демократы, и республиканцы». Тем более, результаты возможного переворота не поставят под сомнение членство Турции в НАТО, а новое руководство Анкары будет вести «правильную политику» в регионе.
Как это ни странно, прогнозы и аналитические рассуждения американских экспертов, как видим, получили очень скорое практическое развитие. Напомним, попытка переворота в Турции началась в пятницу — 15 июля. Мятеж обернулся кровопролитными боями, в результате которых были убиты 190 мирных жителей и 104 путчиста. Уже через сутки турецкие власти заявили, что попытка путча провалилась. Сотрудники правоохранительных органов задержали более 6 тысяч человек, среди них высокопоставленные генералы и офицеры, а также чины среднего звена. По последним данным, в результате попытки государственного переворота погибли не менее 290 человек.
Судя по всему, правыми оказались те эксперты, которые утверждали, что еще не настало время, когда отстранить от власти Рэджепа Эрдогана законным путем в результате выборов не представляется возможным и реальным делом. Именно потому, что турецкого «султана» и его ближайших единомышленников поддерживают средние и отсталые слои населения, а также представители радикального ислама – и не только в духовном, но и в финансовом плане. Лозунги же и бесноватые воззвания Эрдогана, касающиеся создания новой Османской империи, захватывают и увлекают значительную часть молодежи и патриотические, с националистическим душком, круги интеллигенции. Не случайно же в поддержку президента Турции на улицы столицы вышли десятки тысяч его сторонников и по существу помогли ему сохраниться на высшем посту. Уже на следующий день после провала мятежа начались массовые аресты судей, полицейских, чиновников и силовиков, так или иначе причастных к неудавшемуся мятежу.
Вполне предсказуемо, что после относительной стабилизации обстановки в стране руководство Турции, в том числе и устами самого Эрдогана, заявило о своей убежденности в причастности к военному заговору и мятежу американской стороны. Очевидная же «вина» Вашингтона заключается в том, что за океаном с конца прошлого века укрывается ярый враг лично Эрдогана – проповедник Фетхуллах Гюлен, который считается «духовным лидером мятежников». Надежда на то, что американцы выдадут Анкаре этого «духовника и проповедника», остается весьма призрачной, следовательно, этот раздражающий фактор в отношениях двух стран будет действовать, очевидно, до конца земного существования Гюлена.
Есть ли другие убедительные свидетельства причастности Вашингтона к военному заговору в Турции, помимо «мятежных» проповедей Фетхуллаха Гюлена из-за океана и предположений о причастности к этому событию военных с базы ВВС «Инджирлик», на которой базируются американские самолеты и которая сразу же была обесточена, скорее всего, с перепугу? Ответ на этот вопрос остается открытым, хотя госсекретарь США Джон Керри в разговоре с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу назвал «заявления о причастности США к попытке военного переворота в Турции ложными и вредящими отношениям стран». Других слов от американского дипломата такого уровня и класса быть и не могло, хотя у экспертов нет сомнений в том, что Вашингтон был осведомлен о назревающем мятеже и как минимум не мешал его реализации в расчете на собственные политические выгоды. Во всяком случае, авторитетные американские аналитики, как сказано выше, открыто и компетентно об этом рассуждали.
Не случайно же, после фиаско заговорщиков, за океаном, полагают обозреватели, еще в большей степени не испытывают иллюзий касательно кардинального улучшения отношений с нынешними властями Анкары, если главную скрипку там продолжит играть Эрдоган. В Вашингтоне дают понять, что не заинтересованы в сегодняшней Турции с имперскими амбициями ее «султана»; за океаном, считают эксперты, «ставка сделана на создание Курдистана, гарантирующего на долгие годы войны на Ближнем Востоке».
Но это вопросы будущего развития ситуации в регионе. Но уже и сейчас, считают эксперты, неудавшееся попытка военного переворота в Турции приведет к серьезным международным последствиям в части взаимоотношений этой страны с Евросоюзом (ЕС) и НАТО. Военный мятеж, кто бы за ним ни стоял – внешние силы или, как пишет западная печать, сам Эрдоган — для зачистки политического поля в стране от своих внутренних оппонентов и противников – надолго отдалил эту страну от вступления в Евросоюз. Гораздо сложнее обстоят дела с НАТО. Во-первых, это полный провал для руководства Североатлантического альянса, потому что любой переворот в стране-участнике организации накладывает «ответственность и вину» на весь блок, подрывает его международный авторитет.
Более того, предъявленные Анкарой обвинения в адрес американцев в их причастности к мятежу свидетельствует о том, что в рядах блока нет ни солидарности, ни доверия в отношениях между его ключевыми участниками. Об этом же говорит и заявление госсекретаря США Джона Керри о том, что Турция может быть исключена из НАТО, если ее власти будут чрезмерно преследовать участников мятежа, некоторые из которых, видимо, с самого начала надеялись на американское покровительство и защиту.
Виктор Барсов, публицист
Специально для «Авесты» и БиП