4 года назад Международный валютный фонд чуть не совершил «президент-гейт» в Таджикистане, сенсационно обнародовав информацию, свидетельствующую, что таджикское правительство умеет лгать и испарять международные кредиты. Как результат глава Нацбанка того времени вынужденно освободил свое кресло, а крупные финансовые субъекты национальной экономики прошли унизительную процедуру аудита. Казалось, наступает время больших перемен, но чуда не вышло и все вернулось на круги своя.
Речь о нашумевшем деле о пропавших почти бесследно 500 млн. долларов (а точнее порядка 855 млн. долларов), которые в течение нескольких лет власти получали через Национальный банк на стабилизацию национальной валюты, а вместо этого использовали через самими же собою созданную аморфную кредитно-инвестиционную компанию, для насыщения счетов фьючерсных компаний (олигархических структур), которые они якобы потратили в хлопковый сектор.
Сотни миллионов долларов ушли в песок хлопковых полей, при этом фермеры не разбогатели, а вообще стали должниками фьючерсников, которые тоже вроде как остались небогатыми и озабоченными долгами. Если называть вещи своими именами, большая часть денег попросту испарилась, а документальные свидетельства этого сжигались как «туалетная бумага». Это не фантазия, об этом свидетельствует соответствующий отчет аудиторов от МВФ – «Эрнст и Янг».
МВФ с чего-то вдруг разозлившаяся на Рахмона, решила публично унизить его, заставив пройти международный аудит Нацбанка, «Талко» и «Барки точик». Так как именно в этом «бермудском треугольнике» и пропадают, по мнению международных экспертов, основная кредитная масса иностранных доноров.
Проверку пришлось пройти, чтобы не объявили дефолт, Нацбанк с трудом отчитался, обнаружив реальные финансовые проблемы в проекте «Кредит-Инвеста». Впоследствии г-н Алимардонов отбивался в интервью тем, что, мол, годы были трудные, реально деньги приходилось порой давать на поддержку таких социально важных направлений как хлебопроизводство, а само хлопкоробство в стране, на что якобы уходили деньги, как-то оказалось не под должным контролем.
Вопрос того, что часть помощи шла напрямую компании, которую возглавлял его личный брат, повис в воздухе, тут уже было никак не отвертеться. Про значительные финансовые обороты кредитных средств через «Агроинвестбонк» история умалчивает, а ведь эксперты считают, что этот банк через аффилированных лиц принадлежит М. Алимардонову. Точку в истории поставил президент «понизив» Алимардонова с главы Нацбанка до вице-премьера…
А вот главный аудит-удар пришелся на «Талко». Тут сперва долго выбирали аудитора, а когда выбрали аудит шел не быстро, а когда закончился, результат был вполне элегантным. Вердикт – сама компания в целом чиста, проблемы прогнозно имеются, но… проверить их нет возможности, так как по логике нужно аудитировать главного бизнес-спутника (я бы сказала «паразита») госкомпании – оффшорную Talco Management Ltd, официально зарегистрированную на далеких офшорных Виргинских островах, но фактически располагающейся в соседних с ГУП «Талко» кабинетах в центре Душанбе. Сенсации не состоялось (МВФ с рядом крупных доноров к тому времени поостыли и уже сами явно все хотели спустить на парах), однако главный факт – вывод сотен миллионов долларов дохода через толлинговые оффшорные схемы за границу от алюминиевого производства и фактически беспощадная эксплуатация «Барки точик» в угоду «Талко» аудитом была доказана.
Это такой расширенный экскурс в нашу недавнюю историю. Историю о которой сегодня подзабыли многие и самое главное главные инициаторы того времени – МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития, посольство США… И вот тут хочется спросить, а с чего вдруг господа уважаемые забыли об этом не хилом деле? Разве не вы ставили вопрос о расследовании пропавших миллионов и о том, что международный аудит отныне должен производиться на этих объектах всегда?
Все забыли, что была создана специальная комиссия по выбиванию части долга с фьючерсных компаний, и М. Алимардонов сам клятвенно заявлял, что эта часть долгов (170 млн. долларов) не списана и хлопковые инвесторы обязаны ее вернуть правительству, правда поэтапно. Что же четыре года прошло вернули что-то назад? МВФ это уже не интересно?
А как же ежегодные аудиты «Талко» и попытки заставить провести аудит офшорной «Талко менеджмент»? Все уже не актуально. Сотни миллионы долларов перестали утекать из страны или активная дружба главного смотрящего за алюминиевым активом страны — г-на Х с еврейской диаспорой США дает свои плоды? Американское лобби видимо, успешно активировано, раз даже новые «Боинги» наши банкиры научились там получать… Баракалло таджики! А вот МВФ, судя по всему, сидит в луже…
Или же аудит и финдокументы «Талко» — это козырной туз, который припрятан для следующей осени, чтобы предъявить в ходе очередных президентских выборов? Как в Киргизии или на Украине, будет предъявлено в час икс, раскрыты все финансовые махинации дабы всколохнуть народ на очередные «цветные» сценарии… Не хорошо, не честно по отношению к народу, который и так терпит страдания и ждет реформ. Мы ждем от вас поддержки в демократических преобразований, а вместо этого вы покрываете ту грязь, которую сами же немного показали нам.
Вот поэтому растут по-прежнему как грибы после дождя шикарные виллы в международной туристической зоне «Варзоб», льются там реки шампанского, устраиваются вип-вечеринки с приглашенными звездами из-за рубежа. А у народа как был лимит электричества, так и есть и лишь изредка мы вспоминаем о сенсации минувших лет, видя Муродали Алимардонова в сапогах на каком-то поле погибающего таджикского дехканства или читая пиар-новости о «подарках» «Талко» душанбинцам…
««Талко» — достояние нации!» гласит один из рекламных слоганов компании. Только вот чьей нации – таджикской или виргинской? Вопрос, на который знают ответ только запыленные отчеты международных аудиторов…
Вспомнить о том, как все было можно, кликнув тут, тут и тут
Зафар Абдуллаев,
центр «Контент»