Avesta.Tj | 24.11.2011 | Осень самая горячая пора в Таджикистане. Именно в это время года начинается сбор урожая сельхозкультуры, в частности хлопка, подготовка к предстоящей зиме, осенний призыв в ряды Вооруженных сил, именно осенью отмечается главный праздник – День Независимости республики.
Ближе к зиме, а точнее поздней осенью в массовом порядке начинают возвращаться на родину наши трудовые мигранты, которые с начала весны «гнули спину» на российских просторах. Осень еще примечательна тем, что она воспевается поэтами. Они называют осень «золотой порой», когда все вокруг приобретает золотой оттенок.
Но, в Таджикистане вряд ли кто радуется приходу осени, особенно жители регионов, ведь осень предвещает реальные проблемы, связанные с отключениями электроэнергии, подорожанием продовольствия, ставшим уже традиционным рост цен на коммунальные услуги – этот список можно продолжать и продолжать.
Но осень еще запомниться нам и по другим причинам. Именно в эту пору в республике начинают разворачиваться события, которые какое-то время находятся в центре внимания не только жителей страны, но и всего мира.
Вспомним «горячую осень» 2010 года. События, произошедшие на Востоке страны, взбудоражили всю республику. Но они не столько стали головной болью простых граждан, сколько власть имущих.
Сначала в конце лета из СИЗО, расположенного в центре Душанбе сбегают 25 заключенных, и из какого СИЗО, особо охраняемого, где Минюст и ГКНБ содержат «особо опасных» преступников. Кстати – «побег века», как его окрестили журналисты, стал причиной отставки всего руководства ГКНБ. Но, как говорится, беда не приходит в одиночку.
В сентябре (осень) в ущелье Камароб боевики расстреливают автоколонну министерства обороны. Десятки погибших. Власти объявляют охоту на террористов, развернув, чуть ли, не боевые действия. Но опять ничего хорошего. В Раште терпит крушение вертолет Национальной гвардии Таджикистана, и в результате погибает почти весь личный состав элитного подразделения «Альфа» Госкомитета национальной безопасности республики. Правительство продолжает кампанию по ликвидации незаконных вооруженных бандформирований, в составе которых не только граждане Таджикистана, но и наемники из Пакистана, Афганистана и Российской Федерации.
Зимой операция приближается к концу. Правительственные силами уничтожены главари бандитов, но остается другая проблема, на свободе остаются часть бежавших из СИЗО заключенных. Последнего из них отловили совсем недавно вблизи таджикско-афганской границы. Часть беглецов была задержана, часть уничтожена, но, спустя чуть больше года после побега, операция по их поимке, или уничтожению была полностью завершена. Власти вздохнули с облегчением, кому надо отрапортовали об успехах.
Год 2011 вроде бы проходил относительно спокойно, если не брать во внимание подорожание цен на ГСМ, пока не наступила Осень, подкинувшая нам очередной «сюрприз» в лице Садовничего и Руденко – российского и эстонского летчиков, которых таджикский суд отправил за решетку аж на 8,5 лет. Это сначала отправил, видимо посчитав, что последствий не будет. Но после приговора пилотам, незамедлительно отреагировал «большой брат», то есть Россия, которая посчитала, что ее гражданин вовсе не виновен, и осужден не справедливо.
Москва предложила Душанбе пересмотреть дело пилотов и отпустить их, используя в качестве «веского аргумента» карту «трудовых мигрантов». Официальный Душанбе решил не перечить «стратегическому партнеру», и, в конечном итоге пилоты оказались на свободе. Конечно, страсти вокруг этого дела постепенно утихнут, но, вот неприятный осадок останется еще долгое время. Ведь нынешняя осень поставила под сомнение независимость нашей страны.
А вот, что делать со всем этим. Независимые экспертные круги винят во всем неправильную кадровую политику, основанную на местничестве, кумовстве, только не на профессионализме. «Нужны крутые перемены в кадровом вопросе, и немедленно», — считают они. Вроде бы власть имущие засиделись в своих креслах, и за это время должны были учиться на своих ошибках. Но, к сожалению, как показывает практика, мы все время наступаем на одни и те же грабли, и ситуация повторяется.
Обычно к концу года в народе говорят о предстоящем итоговом заседании правительства, которое обычно проходит во второй половине января. Люди вновь и вновь ожидают каких-либо существенных перемен, которые опять не происходят, и жизнь, постепенно превращается в сплошную тревожную осень, народ начинает ждать следующий год, надеясь на лучшее. А вот когда оно настанет – это «лучшее».
Бахтиер Мусоев (журналист)