Avesta.Tj | 01.09.2011 | На предстоящих 2 сентября переговорах в Душанбе будут затронуты вопросы пошлин на российские нефтепродукты и стоимости аренды российской военной базы дислоцированной в этой стране. Также, главы России и Таджикистана, как ожидается, поставят точку в вопросе: кем и как лучше охранять таджикско-афганскую границу.
Как сообщил в интервью «Авесте» независимый эксперт по политическим вопросам из Бишкека Алексей Назаров, официальный визит президента Медведева в Таджикистан, который прибудет в Душанбе первого сентября, призван разрешить целый ряд деликатных проблем двусторонних отношений.
«Для России наиболее сейчас значимые — проблемы «военного блока» сотрудничества с Таджикистаном. Речь идет об определении формата находящейся в республике российской оперативной пограничной группы, о разрешении вопроса с 201-ой российской военной базой, о перспективах аренды Минобороны РФ военного аэродрома «Айни», — отметил Назаров.
«В свою очередь таджикская сторона в последние годы указывала на недостаточное развитие экономического сегмента отношений, выражала заинтересованность в более масштабных российских инвестициях. Особенно болезное значение для Таджикистана имеет вопрос серьезного увеличения в 2011 году Россией экспортных пошлин на поставки светлых нефтепродуктов», — считает он.
По его данным, Таджикистан импортирует из России около 90% от общего объема внутреннего потребления ГСМ. В результате, начиная с мая этого года, цены на бензин в Таджикистане выросли в среднем на 44%. «Между тем, 1 сентября, в день прибытия президента Дмитрия Медведева в Душанбе, экспортные пошлины на российские нефтепродукты подрастут еще на 1, 3%» — констатировал Назаров.
«Накануне визита Дмитрия Медведева в Таджикистан было объявлено, что по итогам его переговоров планируется подписать два «фундаментальных» документа. Среди них — программа экономического сотрудничества между двумя странами на 2011-2014 годы, которая, как сообщили в МИД Таджикистана «будет определять всю широту сотрудничества в экономической сфере», — напомнил он.
«Второй подготовленный документ — проект нового соглашения о пограничном сотрудничестве между РФ и РТ. В 2005 году, российская пограничная группа, охранявшая границу с Афганистаном с 1886 года, была выведена, по решению Душанбе и Москвы. В Таджикистане осталась действовать немногочисленная, в несколько десятков человек, советническая пограничная группа ФСБ. Она оказывает консультативные услуги таджикским коллегам. Срок действия прежнего российско-таджикского соглашения 2004 года, закреплявшего статус российских советников, истек в апреле этого года», — сказал Назаров.
«С начала этого года Душанбе и Москва провели три раунда переговоров — в феврале, марте и июне, на которых стороны уточняли дальнейший формат и порядок функционирования российской советнической группы. По многочисленным сообщениям российских и местных СМИ, в ходе этих переговоров по инициативе российской стороны, поднимался вопрос возвращения пограничников на 1344 -километровый участок таджикско-афганской границы. Это связывалось с ухудшением, после ухода российских пограничников, ситуации с наркотрафиком из Афганистана. В результате, по данным российской ФСКН значительная часть афганского героина, в объеме около 40 тонн, ежегодно уходит в Россию», — подчеркнул Назаров.
Официальный Душанбе отвергает возможность возвращения российских военных на таджикско-афганскую границу. Здесь ссылаются на статистику, согласно которой, таджикские пограничники вполне справляются со своим делом, изымая контрабандный героин в объемах, сравнимых с «российским» периодом. Как заявил ранее глава МИД Таджикистана Хамрохон Зарифи стороны практически завершили согласование проекта соглашения по пограничному сотрудничеству.
«Речь о возвращении российских пограничников не идет, — сказал Зарифи. — Соглашением оговорены вопросы сотрудничества сторон в сфере пограничного взаимодействия, пребывания в Таджикистане небольшого количества советников пограничных войск России».
«Другим важным вопросом, решение которого, как ожидается, может состояться в ходе визита Дмитрия Медведева, станет вопрос по статусу и дальнейшему пребыванию российской военной базы в Таджикистане», — предполагает эксперт.
«201 -я российская военная база, была образована сроком на десять лет в 2004 году на основе, дислоцированной здесь еще с советских времен, 201-ой Гатчинской дважды Краснознаменной дивизии. Российские военные находятся в республике практически безвозмездно. С 2008 года таджикская сторона заявляет о намерении взимать плату за дислокацию российской военной базы. Называлась цифра в 300 млн. долл. Москва предложила Душанбе назвать разумную сумму. Проведенные, в том числе на высшем уровне, переговоры сторон, до последнего времени ни к чему не привели», — отметил он.
«Кроме того, в Душанбе в рамках визита Медведева, обсудят перспективы использования Россией военного аэродрома «Айни, — уверен Назаров. — После проведенной при участии Индии в 2002 году реконструкции, аэродром способен принимать все виды воздушных судов».
Эксперт напомнил, что побывавший в июне в Душанбе руководитель администрации российского президента Сергей Нарышкин после встречи с президентом Рахмоном, с участием российского министра обороны Сердюкова, в ходе которой обсуждалась и тема аэродрома «Айни», сообщил журналистам, что по аэродрому стороны разработают соответствующее соглашение».
«Нарышкин выразил надежду, что вопрос по совместному использованию таджикского аэродрома будет рассмотрен в рамках сентябрьского визита президента Дмитрия Медведева в Душанбе», — резюмировал Назаров.