Avesta.Tj | 16.03.2011 | Победителей в споре по водным вопросам, в частности по вопросу строительства Рогунской гидроэлектростанции, между Таджикистаном и Узбекистаном не будет. Об этом в интервью радио «Озоди» заявил член Европейского парламента Страун Стивенсон.
В 2010 году, когда Казахстан председательствовал в ОБСЕ, Стивенсон был назначен представителем ОБСЕ в Центральной Азии. Ему было поручено изучить водную проблематику в регионе, и подготовить соответствующий отчет. После поездки в Центральную Азию, и изучения вопроса он подготовил отчет на 350 страницах.
В интервью «Озоди» Стивенсон отметил, что в своем отчете он подробно остановился на водной проблематике в Центрально-Азиатском регионе. Депутат Европарламента уверен, что в Центральной Азии проблем с нехваткой воды не существует.
«Из стран верховья в страны низовья поступает большой объем воды. Проблема нехватки воды возникла в связи с нецелевым и неправильным использованием водных ресурсов, и это отмечено в моем отчете», — сказал Стивенсон. Он считает необоснованными доводы Узбекистана, заявляющего, что с началом строительства Рогунской ГЭС, Узбекистан ощутит резкий дефицит воды.
«В связи с этим, Узбекистан построил на своей территории множество водохранилищ и каналов, чтобы делать запасы воды, и использовать их в летний период для полива сельхозугодий. Но реальность такова, что большой объем воды, просто пропадает. Большинство водохранилищ и каналов построены в советское время, и не соответствуют нормам. Их стены не забетонированы, и вода уходит в грунт. Это стало одной из причин высыхания Аральского моря», — считает Стивенсон.
Депутат Европарламента поделился своими впечатлениями о посещении Нурекской ГЭС и стройплощадки Рогунской гидроэлектростанции в Таджикистане. Нурекская и Рогунская ГЭС практически идентичны. Советские инженеры спроектировали Нурек таким образом, что высота каменно-насыпной плотины ГЭС составляет 300 метров, и является устойчивой ко всяким проявлениям стихии, в том числе и землетрясения. Рогун, также расположена на реке Вахш. Высота плотины ГЭС составит 335 метров, мощность 3,6 тыс. МВт, что может решить многие проблемы не только Таджикистана, но и стран соседей. «Я не вижу никакого вреда от плотины Рогуна, идентичного плотине Нурекской ГЭС», — заявил Стивенсон.
Он считает ошибочным мнение Узбекистана, заявляющего, что Рогунский проект нанесет ущерб экологии региона. «Я считаю это ошибкой, и Таджикистан доказал это согласившись на проведение международной экспертизы проекта. Всемирный банк направил на стройплощадку Рогуна двух своих специалистов, и насколько я знаю, в текущем году они должны предоставить соответствующий отчет. Вероятно, что в отчете будет указано о безопасности Рогунского проекта, и необоснованности претензий узбекской стороны. В своем отчете я подчеркиваю, что в начале стороны должны заслушать отчет специалистов. Если они заявят о том, что Рогун представляет опасность, то я готов поддержать их. В противном случае мы будем вынуждены попросить правительство Узбекистана принять этот проект», — подчеркнул депутат.
Он выразил надежду, что Узбекистан прислушается к мнению экспертов, и поступит в соответствие с результатами экспертизы. «Я надеюсь, что Узбекистан не пойдет на дальнейшую конфронтацию после объявления итогов экспертизы Рогунской ГЭС, какими бы они не были. Проблема в другом, а именно, в Афганистане. Отдельные эксперты считают, что после того, как ситуация в Афганистане стабилизируется, и в стране установится мир и порядок, потребность в воде увеличится вдвое. Афганистан является аграрной страной и естественно, нуждается в воде. В этом случае ситуация ухудшится в странах низовья. Это может стать причиной обострения ситуации, возникновения новых споров в Ферганской долине. В своем отчете я отмечаю, что Запад, решив проблему Афганистана, не должен создать новые проблемы, связанные с использованием водных ресурсов в регионе», — отметил Стивенсон.
Он считает, что мировое сообщество должно признать права стран верховья в использовании воды для производства электроэнергии, в то же время отмечая, что Таджикистан должен при строительстве Рогуна руководствоваться выводом международных экспертов. «Мы должны ждать результатов экспертизы Всемирного банка по Рогунскому проекту», — заявил депутат Европарламента.
По мнению Стивенсона в споре по водным вопросам между Таджикистаном и Узбекистаном победителей не будет. «Узбекистан вышел из объединенной энергетической системы Центральной Азии. Он закрывает свои границы, препятствуя развитию приграничной торговли. Мы видим большое скопление грузовых автомашин, ожидающих разрешение пресечь границу. Короче очень много предпосылок для назревания конфликта, и я приглашаю руководства Таджикистана и Узбекистана к диалогу, — сказал депутат Европарламента. — Знаете, никто не выскажет свое мнение относительно Рогуна, пока не будут известны результаты экспертизы. Узбекистан настоял на такой экспертизе, Таджикистан согласился, и я не вижу причин для осложнения отношений. Я считаю, что любая из сторон обязана принять результаты экспертизы, как должное, и поступить соответственно».