Avesta.Tj | 16.02.2011 | Жизнь журналистов стала значительно легче с развитием технологий и вместе с тем гораздо сложнее, заявил ведущий программ англоязычной версии канала «Аль-Джазира» Риз Хан в предисловии ежегодного отчета Комитета по защите журналистов (CPJ) «Нападения на прессу в 2010 году», опубликованный во вторник.
«Даже в самых малоразвитых странах, где асфальтированная дорога — уже роскошь, благодаря мобильным телефонам, системам спутникового вещания, развитию программных платформ и популярности круглосуточных новостных каналов информация сразу же доходит до сотен миллионов слушателей. Это, конечно, создает проблемы для тех, кто стремится контролировать информационный поток», — заявляет он.
По его словам, ситуация усложняется тем, что с развитием возможностей интернета традиционные СМИ стремятся вовлечь в процесс все больше и больше людей.
CPJ выразив озабоченность ситуацией в СМИ Таджикистана, напоминает, что в январе прошлого года трое судей подали иск в отношении трех независимых еженедельников, потребовав взыскать с этих изданий 5,5 млн. сомони (около $1,2 млн.). На конец года данное дело находилось на рассмотрении.
В сентябре в стране был заблокирован доступ к нескольким независимым новостным сайтам, а типографии прекратить обслуживание газет, критикующих власти. «Волна репрессий последовала за серией критических репортажей о министерстве обороны, — говорится в отчете. — Издания обвинили министерство в провале войсковой операции, проводившейся в сентябре против группы боевиков на востоке Таджикистане».
По сообщениям прессы, в ходе операции погибло как минимум 28 солдат. «В след за критикой министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев обвинил эти издания в пособничестве террористам. В конце года правительство продолжало чинить препятствия СМИ», — отмечается в отчете.
В ноябре в Согдийской области арестован журналист Махмадъюсуф Исмоилов. «Исмоилову было предъявлено уголовное обвинение в клевете и оскорблении через СМИ, предусматривающее тюремное заключение сроком до двух с половиной лет. Журналист критиковал региональное правительство, правоохранительные органы и судебную систему за якобы допущенные ими ошибки в управлении и провалы в работе. На конец года Исмоилов находился в следственном изоляторе Худжанда», — заключается в отчете.
По словам исполнительного директора CPJ Джоэля Саймона, многие организации, созданные для защиты свободы прессы, «систематически не справляются со своей задачей».
Он отметил, что межправительственные организации часто совмещают политическую структуру стран-участников с юридической структурой, которая выносит решение о применимости международных договоров, защищающих права человека и свободу прессы. Эти юридические структуры, в свою очередь, используют специальных докладчиков по свободе выражения, роль которых заключается в том, чтобы защищать свободу прессы внутри своих организаций и обеспечивать соблюдение ими своих мандатов в этой области.
«Межправительственные организации, конечно же, состоят из правительств, и поэтому противодействие влиятельных международных игроков создает проблемы, — говорит Саймон. — Европейский союз, выступающий на словах за свободу прессы, на деле часто не желает идти на конфронтацию… Влияние Соединенных Штатов Америки, традиционно выступающих в защиту свободы прессы в международных организациях, снизилось. Этому есть много причин, от ослабления влияния американских СМИ на международной арене до постоянного недовольства общественности различных стран мира нарушениями прав человека в США, в том числе применением пыток. Реакция правительственных чиновников США на обнародование секретных документов на вебсайте «Викиликс» еще больше усложнила ситуацию».
«Хотя международное законодательство и гарантирует право на свободу выражения, лишь немногие международные организации поддерживают журналистов, защищая это право, — считает он. — В борьбе за свободу прессы нельзя перекладывать всю ответственность на специальных докладчиков, которые зачастую политически изолированы и не получают достаточного финансирования».
По данным CPJ, в разных странах мира в 2010 году 145 журналистов находились в заключении, а 44 были убиты.