Avesta.Tj | 01.12.2010 | Таджикистан в последние годы пытается выйти из транспортной и коммуникационной изоляции. Это стремление связано с искусственными барьерами, которые создаются отдельными соседними государствами. Эксперты считают, что Таджикистану необходимо искать альтернативные пути, которыми могут стать реализация совместных с Афганистаном, Ираном, Китаем и Пакистаном проектов.
В интервью «Авесте» эксперт по социально-экономическим вопросам Сайфулло Муллоджонов отметил, что автомобильные и железные дороги через Афганистан обеспечат выход Таджикистана из транспортной изоляции
По его словам, реально, пока нет лучшей альтернативы, чем автомобильная дорога через Афганистан. Использование такой дороги, по мнению эксперта, является менее проблематичной, как с экономической, так и с политической точек зрения.
«Существующие автодороги через Китай и Кыргызстан, пока, не могут отвечать международным стандартам по причине, того, что эти автотрассы реконструируются, хотя для нашей республики они имеют стратегическое значение», — отметил Муллоджонов.
По его мнению, вопрос транзита автомобильного и железнодорожного транспорта по территории Узбекистана приобрел политический окрас, что создает большие сложности.
«Автомобильная дорога через Афганистан соединит нашу республику с теми странами, с которыми налаживаются торгово-экономические отношения. Это, прежде всего, Иран и Пакистан Таким образом, можно утверждать, что лучшей альтернативы для нас, пока, не существует», — уверен эксперт.
Стратегическим для Таджикистана Муллоджонов считает реализацию проекта строительства железной дороги Кашгар-Герат, практические работы по подготовке ТЭО строительства таджикского участка железной дороги которого начнутся в конце текущего года.
«В совокупности реализация проектов строительства автомобильных и железных дорог соединяющих, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан, Иран и Туркменистан позволят Таджикистану выйти из транспортного тупика», — подчеркнул экономист.
«Проект строительства железной дороги Кашгар-Герат является выгодным с экономической точки зрения и представляет интерес для инвесторов. Однако, привлечению инвестиций могут помещать некоторые обстоятельства и факторы. В частности, страны, которые выступают против растущего влияния Китая и Ирана. С другой стороны этот проект может не понравиться России с геополитической точки зрения, поскольку может уменьшиться ее влияние в Центрально-Азиатском регионе. В данном случае Россия может соперничать с Китаем, однако, экономическая мощь последнего намного превосходит возможности РФ», — отметил Муллоджонов.
По его мнению, в реализации этого международного железнодорожного проекта больше всего заинтересованы Китай и Иран, у которых есть большие финансовые возможности. «По сути, данная дорога имеет для них стратегическую важность, учитывая долгосрочную перспективу. Исходя из этого, эти страны могут спокойно игнорировать возражения третьих стран в вопросе финансирования проекта», — заключил эксперт.
Напомним, ранее Иран выделил Таджикистану безвозмездную помощь в размере $1 млн. для подготовки технико-экономического обоснования проекта строительства железной дороги на территории Таджикистана в рамках международного проекта железной дороги Кашгар-Герат.
По предварительным подсчетам Минтранса РТ на реализацию проекта по строительству железной дороги на территории Таджикистана потребуется порядка $3,5 млрд. Протяженность дороги составит 392 километр. Самым сложным является участок Вахдат-Карамык (граница Кыргызстана), протяженностью 270 километр.