Avesta.Tj | 05.10.2010 | Конференция ОБСЕ по человеческому измерению за 2010 год стартовала в Варшаве и продлится до 8 октября. Таджикистан, в числе других стран направил в Варшаву свою делегацию, в состав которой входят представители государственных структур и неправительственных организаций, — сообщает журналист Ситора Носирова.
В ходе конференции государствам-участникам предложено делать доклады, отражающие их опыт выполнения обязательств, направленных на обеспечение защиты и поощрение прав человека и основных свобод, а также на развитие демократических институтов и верховенство права, а также распространять материалы с описанием их вклада.
В числе выступающих от Таджикистана значатся представитель Комитета по делам религий Абдурахим Халилов, УИД Бахром Абдулхаков, Совет юстиции Исроил Шоев Абдулхаков, Генпрокуратуры Маризо Халифаев, а также омбудсмен Зариф Ализода. Альтернативную точку зрения по вопросу соблюдения прав человека в Таджикистане представят лидеры гражданского общества. С этой целью сюда приехали главы ОО «Перспектива-плюс» Ойнихол Бобоназарова, ОО «Нота бене» Нигина Бахриева, Центра по правам человека Татьяна Хатюхина, адвокат Алишер Маджидов и многие другие.
5 октября рабочее заседание было посвящено верховенству права, в частности, недопущению пыток, дискуссии по вопросу об отмене смертной казни, борьбе с терроризмом. По этим темам острая полемика разгорелась между представителями власти и гражданского общества многих стран.
Глава Центра по правам человека Татьяна Хатюхина заявила: «Законодательство РТ до сих пор не дает определение понятия пыток. В примечании к статье 117 УПК РТ данное определение не соответствует определению, данному в статье 1 Конвенции против пыток. В связи с отсутствием отдельной статьи пыток, имеется препятствие к тому, чтобы оценить масштаб применения пыток и другого плохого обращения. Не ведется статистика о числе поданных жалоб на применение пыток, о количестве возбужденных по таким жалобам уголовных дел и о количестве лиц, привлеченных к уголовной ответственности за применение пыток. Органы ответственные за статистический учет преступлений, ведут реестр на основании статей УК, описывающих те или иные должностные преступления».
Т. Хатюхина считает, что гарантий безопасности для задержанных не существует, и одной из причин назвала закрытость тюремных учреждений. «До сих их пор отсутствует возможность независимым наблюдателям, представителям НПО беспрепятственно посещать закрытые учреждения. Омбудсмен также до сих пор не воспользовался своим правам и не посетил ни одного учреждения. Проведению инспекций препятствует, возможно, нехватка кадров и отсутствием региональных представительств».
Глава ОО «Нота бене» Нигина Бахриева в свою очередь заявила: Мы приветствуем сотрудничество властей с гражданским обществом по вопросу смертной казни. Приоритет направления – отмена смертной казни, что является позитивным. Для этого надо создать рабочую группу по имплементации законодательства». Она также отметила, что государство держит в секрете сведения о количестве смертных приговоров и места захоронения казненных. Ее поддержала руководитель ОО «Перспектива-плюс» Ойнихол Бобоназарова. «У нас заявляют, что народ не готов к отмене смертной казни, — сказала она. — Но он еще полвека не будет готов к этому. Таджикистан – единственная страна, где сохраняется смертная казнь».
Впрочем, представители власти тоже не занимали категорическую позицию по этому вопросу, и сообщили, что с 2004 года введен мораторий, и с этого же года приостановлено исполнение этой меры наказания. И проблема состоит лишь в оформлении отмены казни. В предстоящие дни будут также рассмотрены проблемы национальных меньшинств, шовинизма, гендерного равенства, а также свободе СМИ.
Стоит отметить, что в то время как таджикские правозащитники готовятся к выступлению в Варшаве с докладом о свободе СМИ, в самой стране «завинчиваются гайки» и продолжаются меры психологического и физического воздействия представителей органов власти на неправительственные СМИ. Предвзятый процесс налоговых проверок типографий и ряда редакций, блокирование ряда сайтов, включая наш ресурс Avesta.Tj, угрозы, прозвучавшие в адрес СМИ со стороны министра обороны Шерали Хайруллаева – все это создает напряженный фон в сфере СМИ и усиливают проценсс возвращения самоцензуры в таджикское медиа-пространство.
Хочется надеяться, что г-ша О. Бобоназарова, Н. Бахриева, Х. Хатюхина и другие поднимут вопрос незаконной блокады сайта «Авеста» на уровне конференции ОБСЕ и призовут структуры этой организации оказать содействие в разблокировке нашего сайта.