Avesta.Tj | 24.09.2010 | Договор о коллективной безопасности стран, входящих в ОДКБ и Концепция этой коллективной безопасности позволяет таджикскому правительству рассчитывать на поддержку оружием и военными силами стран-участниц в своем внутреннем конфликте. Об этом в интервью «Авесте» заявил политолог Рустам Самиев.
По его словам, согласно статье 4 Договора, все остальные государства — участники должны предоставить необходимую помощь, включая военную, «в случае совершения акта агрессии против любого из государств – участников».
Концепция ОДКБ более детально регламентирует моменты, когда такая помощь может быть оказана. В частности, в перечне основных источников военной опасности государствам – участникам значится «существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов» и «международный терроризм».
«С учетом, того, что власти уже заявили о причастности последователей Исламского движения Узбекистана и «Аль-Каиды» к теракту в Худжанде и также к нападению на колонну правительственных войск в Камаробском ущелье, формально повод для обращений за поддержкой сил ОДКБ уже есть, — отмечает Самиев. – ИДУ официально признана ведущими державами мира как террористическая организация, а «Аль-каида» возглавляет этот список».
Он добавил, что для ввода каких-либо сил или оказанию помощи вооружением, требуется согласие руководителей стран-участниц Организации и соответствующие возможности у них. При этом помогать могут не только все страны-участницы, но и отдельно взятая страна единолично, к примеру, только Россия.
Самиев считает, что в настоящее время необходимости для привлечения внешних сил в Таджикистане нет, так как серьезное военное сопротивление со стороны отдельных групп вооруженной оппозиции отсутствует, и силовые структуры сами справляются с поставленными задачами.
«На мой взгляд, побег из СИЗО и расстрел колоны военных Минобороны не является показателем слабости силовых структур в целом, но это сигнал о том, что серьезные недостатки в этой системе есть, особенно в ГКНБ и Минобороны., — говорит политолог. – Но если в спецслужбах смена руководства уже произошла и там прогнозируется улучшение, то очевидно, что в отношении оборонного ведомства стоит ожидать серьезных выводов руководства страны. Пока на данный момент самым дееспособным и скоординированным ведомством остается МВД, поэтому не случайно президент поручил координировать всю работу по стабилизации ситуации министру внутренних дел».
«Авеста» официально обратилась в штаб-квартиру ОДКБ в Москве с попыткой выяснить, существуют ли правовые основы для задействования сил Организации в таком конфликте, который наблюдается в эти дни в Таджикистане, и не было ли обращений с таджикской стороны, однако, никакого ответа получено не было.
После побега из СИЗО, глава ФСБ России заявил, что их ведомство готово помочь таджикским властям в поимке беглецов. Официальный Душанбе призвал Россию, Киргизию и Афганистан содействовать в задержании заключенных, но позже в интервью «Авесте» один из высокопоставленных представителей силовых структур РТ заявил, что речь шла о поддержке в плане обмена информацией и содействия в поимке беглецов, если они обнаружатся на территории этих стран, внутри страны силовики готовы справиться сами. «Кто же их сюда [внешние силы – «Авеста»] пустит, — сказал он тогда. – Мы сами способны навести здесь порядок, никаких российских военных в этих войсковых операциях нет и не было». Руководство 201-й РВБ в Душанбе эти слова подтвердило: российские военные остаются на территории военной базы.