Avesta.Tj | 14.08.2010 | Коррупция уже давно стала основной нашей бедой. Она охватила все слои общества. В коррупции погрязли многие институты власти, госчиновники, начиная с низов до самого Олимпа. В стране принимаются всевозможные законы, создаются специальные органы по борьбе с этим явлением, но она по-прежнему развивается, проникая в глубины сознания.
Совершая поход в обычную поликлинику, сельсовет, учебное учреждение или в любой другой госорган, мы заранее знаем, что нужно дать «на лапу», иначе, никак. В уме каждый из нас прикидывает во сколько обойдется решение того или иного вопроса. Весь вопрос только в размере «ставки». Мы знаем, сколько нужно заплатить на обычную справку в сельсовете, за назначение врачу, за поступление отпрыска в ВУЗ, и заранее к этому готовы. «Ставка» меняется в зависимости от уровня госучреждения, органа и статуса чиновника.
В стране принимаются хорошие законы, но мы их игнорируем, включая Божьи законы, которые существуют тысячелетиями. Коррупцию осуждают все мировые религии, в том числе Ислам. Через священные писания Всевышний дает определение негативным явлениям, предупреждая людей от совершения неблагочестивых поступков.
В интервью «Авесте» член президиума Партии исламского возрождения Таджикистана, аналитик центра «Диалог» Хикматулло Сайфуллозода подчеркнул, что Ислам причисляет коррупцию к категории «харам» (неблагочестивый поступок), и полностью запрещает всякие деяния, связанные с ней.
«Мы утверждаем, что около 99% населения страны – мусульмане, но быть мусульманином – это большая ответственность, перед Всевышним, обществом, семьей. Говоря – я мусульманин, человек берет на себя обязанности, которые он должен выполнять, иначе – это просто пустой звук, — считает Сайфуллозода.
«Все дело в нашей вере к Всевышнему. Каждый из нас прекрасно осведомлен, благодаря проповедям ученых Ислама, и в состоянии отличить грех от праведного дела. Мы знаем, что коррупция – это великий грех, но совершаем его. Это говорит о непрочности веры во Всевышнего, а Всевышний говорит, что если вера человека в него не прочна, то такое общество не достигнет процветания», — пояснил Сайфуллозода.
По мнению аналитика, нашим обществом управляет алчность и корысть, являющиеся тяжкими грехами. «Они помутили наш разум, и наше стремление к мирским удовольствиям дошло до того, что мы не гнушаемся ничем, совершая грех на каждом шагу, и в то же время, называем себя мусульманами», — рассуждает ученый.
«Если в нас появится толика боязни перед Всевышним, боязни того, что за содеянное предстоит ответ, грехов будет меньше, в том числе уменьшаться алчность и корысть, которые и приводят к процветанию коррупции, — считает Сайфуллозода. – Пока же коррупция проникла во все слои общества, хотя государство объявило войну с этим явлением, издавая законы и создавая специальные органы для борьбы с ней».
«Когда было создано Агентство по борьбе с коррупцией, часть общества вздохнуло с облегчением, а другая часть отнеслась к этому скептически, посчитав, что создан еще один потенциально коррумпированный орган. На первых порах, казалось это ведомство начало действенную борьбу, но практика показывает, что эта борьба ведется на низовом уровне, а верхов она не коснулась, до известного противостояния генпрокуратуры с антикоррупционым ведомством», — говорит аналитик.
Он утверждает, что именно данное противостояние привело к «чистке» в рядах прокуратуры. «Посмотрите, в итоге этой борьбы, Генпрокуратуру возглавил бывший главный антикоррупционник страны, а новый глава ведомства взялся за семью экс-Генпрокурора. В своем интервью СМИ, в частности радио «Озоди», Фатох Саидов (директор Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией – от ред.) отмечает, что готов бороться с коррупцией в высших слоях власти, «если получит добро сверху». Этим он практически признает свое бессилие вести эту борьбу самостоятельно», — подчеркнул Х. Сайфуллозода.
«Антикоррупционное ведомство называет сейчас через СМИ то или иное министерство самым коррумпированным, однако меры принимаются в отношении низов. Верхи остаются неприкосновенными. Такой подход не решит проблему, и обществу будет очень трудно выйти из этой рутины», — считает собеседник агентства.
По его мнению, последние события показывают, что деятельность Агентства направлена на устранение отдельных личностей, а не на реальную борьбу с коррупцией. «Если в антикоррупционные сети начнет попадать «крупная рыба», то есть высокопоставленные коррупционеры, то общество изменится к лучшему, ведь, по сути, коррупция является основным источником всех наших бед, и с ней нужно бороться более эффективно», — заключил активист ПИВТ.