ДУШАНБЕ, 13 фев – «Авеста». — | Таджикистан готов к диалогу с Узбекистаном по водно-энергетическому вопросу. Об этом в интервью BBC отметил премьер министр Таджикистана Акил Акилов.
«Дело в том, что страны верховья, то есть Таджикистан и Кыргызстан располагают богатыми водными ресурсами, а государства низовья, в числе которых Узбекистан, имеют большие запасы горючего материала. В прошлом страны верховья в зимний период запасались водой, а летом снабжали электроэнергией единую энергетическую систему региона. В ответ государства, расположенные в низовьях рек обеспечивали страны верховья горючим и электричеством в зимний период. Этот противовес был нарушен в 1990 году. Хотя единая энергетическая система продолжала работать до конца 2009 года, той системы, которая существовала до 90-х годов, уже не было», — отметил Акилов.
По словам премьер-министра, вопрос рационального использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии на сегодняшний день является самым актуальным и проблематичным, в частности это касается также и проблемы высыхания Аральского моря.
«Ранее президент РТ Эмомали Рахмон предлагал создать под эгидой ООН экспертной группы, которая бы занялась изучением Аральской проблемы. Президент предложил экспертам наряду с изучением экологического состояния в регионе, обсудить влияние действующих и строящихся водохранилищ на экологию и Аральское море», — сказал Акилов.
Он считает, что наступила пора перехода от слов к реальным действиям. «Настала пора разработать программу, предусматривающую рациональное использование водных ресурсов с использованием новых технологий. Реализация такой программы требует больших капиталовложений», считает Акилов.
По его мнению, в решении Аральского вопроса страны региона должны опираться не на личные, а на общие интересы. «Еще 7 лет назад мы выступили с предложением о создании водно-энергетической корпорации в регионе, которая была поддержана Казахстаном и Кыргызстаном. Узбекистан выступил против, и, создание такого органа стало невозможным, так, как требовалось согласие всех стран региона», — подчеркнул премьер. По его словам, создание такой организации предусматривает рассматривать водно-энергетические ресурсы и горючие материалы, как общее достояние, что, в свою очередь, не устраивает Узбекистан.
Затрагивая тему строительства новых гидроэлектростанций в регионе, в частности достройки Рогунской ГЭС, Акилов отметил, что технико-экономическое обоснование проекта было осуществлено еще в советское время на всех возможных уровнях.
«Кроме того, в 2006 году данный проект изучила одна из германских компаний, подтвердившая ее безопасность и целесообразность. С учетом мнения стран региона мы предложили Всемирному банку (ВБ) оказать содействие в создании консорциума по достройке Рогуна. Я лично обращался к коллегам в регионе с просьбой, отправить свои предложения по данному вопросу в ВБ, чтобы при разработке документов по созданию консорциума была учтена их позиция. Ответ дали все, кроме Узбекистана», — отметил Акилов.
По его словам, Узбекистан настаивает на создание международной инспекционной комиссии по проекту Рогунской ГЭС. «Наша позиция в этом вопросе ясна, и мы ее излагали не раз. Если такая комиссия будет создана, то проверке должны подвергнуться все водно-энергетические объекты региона. Что касается достройки Рогунской ГЭС – это наше право, основанное на Хельсинской конвенции 1972 года», — пояснил премьер-министр.
Акилов отметил, что Таджикистан готов вести конструктивный диалог по вопросу рационального использования водно-энергетических ресурсов со всеми странами региона, включая Узбекистан. «Мы готовы к диалогу. Узбекистан является нашим соседом, и все спорные вопросы должны решаться конструктивно, в надлежащем порядке», — подчеркнул Акилов.
«Я предложил узбекской стороне направить в Душанбе компетентную делегацию, чтобы мы смогли обсудить наболевшие вопросы за столом переговоров с глазу на глаз, а не через полемику. Ответа, пока нет, но я жду», — заключил премьер-министр Таджикистана.