Красиво же нас развели, браво! 2:0 в пользу мобильных операторов и их правительственных лобби. Не успели противники принципа CPP («Платит звонящая сторона») расслабиться и объявить свою победу, как тут же получили поддых.
7 января почти произошло чудо. Всего лишь месяц спустя после введения принципа «Платит звонящая сторона» (CPP), обусловившего повышения тарифов на связи с абонентами мобильной связи аж в 8 раз (национальный рекорд роста цен!), первый зам. министра экономразвития и торговли Амонулло Ашур заявил ряду СМИ, что тарифы будут вновь пересмотрены, на этот раз в сторону понижения, и составит всего 4 дирам за минуту соединения.
Большая часть оппонентов CPP и очевидно абоненты вздохнули: теперь можно вновь говорить, не опасаясь за свой кошелек. Впрочем, наша редакция не успокоилась и решила идти до конца, так как на наш взгляд, и 4 дирама является несправедливой ценой, взятой с потолка.
Еще ранее, мы обращали внимание правительства на то, что предложенные 16,5 дирам за минуту разговора между абонентами фиксированной связи и мобильной, взяты неизвестно откуда, «с потолка».
Столь же неожиданная отмена новых тарифов, как и процесс их введения, еще раз доказывает полный бардак тарифной политики в этом направлении и явные антирыночные и антинародные действия.
Наша редакция, доселе принципиально не заключавшая дополнительные договора с ОАО «Точиктелеком» для включения услуги выхода на мобильных операторов, после ответственного заявления зам. министра, решилась на этот шаг, так как производственная необходимость требует связи с сотовыми абонентами.
Каково же было наше удивление (как показало время не только наше), когда буквально через несколько дней председатель Ассоциации операторов мобильной связи Г. Иркаев в интервью газете «Азия-плюс» заявил, что «старые-новые» тарифы никто не отменял и связь по-прежнему стоит 16,5 дирам за минуту!
«Принятое постановление заработает лишь тогда, когда между операторами будут перезаключены договора о сумме межсетевых соединений и взаиморасчетах. Пока же операторы к консенсусу не пришли», — передала его слова газета.
Сообщается, что ОАО «Точиктелком» заставляет мобильных операторов платить по 11,5 дирам за минуту соединения, в то время как сам хочет платить всего 1 дирам. Мобильные операторы считают это несправедливым.
Агентству «Авеста» в компании «Точиктелеком» отметили, что до сих пор нет внутреннего приказа министерства транспорта и коммуникации о снижении тарифов на связь, и именно по этой причине прежние, введенные в декабре 2007 года, цены сохраняются.
Тем временем один из главных фигурантов нашумевшего дела — А. Ашур в интервью «Авесте» отметил, что МЭРТ возьмет выполнение своего постановления №1 [отменяющего повышенные тарифы – от ред.] под личный контроль.
«Абоненты, пострадавшие в результате несогласованных действий ОАО «Точиктелеком» и операторов сотовой связи могут обращаться в регулирующие органы министерства экономического развития и Минтранспорта и коммуникации. В случае нарушения прав потребителя виновник, т.е. исполняющий орган, будет оштрафован», — добавил он.
Что же получается? После введения CPP, несущего сплошной вред таджикской экономике, о чем мы писали чуть ли не каждую неделю в декабре, все наши мрачные прогнозы оправдались.
Как результат, попросту оболваненный народ узнал о супер-повышении лишь после того, как его в принудительном порядке отключили от выхода на мобильные сети. Всем предложили переоформить договора с «Точиктелекомом», что при наличии в лучшем случае 50-60 мест оформления документов, растянет этот процесс до Дня единства и согласия.
Первый месяц это доказал, с 1 декабря 2007 года по 1 января 2008 года по всей стране договора переоформили не более 10% абонентов фиксированной связи. Госкомпания «Точиктелеком» автоматически из-за прекращения разговоров недосчиталась несколько сот тысяч сомони.
Можно только представить себе, сколько могли бы наговорить абоненты государственной связи под Новый год, в период традиционно располагающем для частого общения, поздравления друг друга.
Вся эта прибыль, которая не принесла доходов в госбюджет в виде налогов и в бюджет госкомпании, которой нужно погашать кредиты, взятые под госгарантии, вероятнее всего осела на счетах мобильных операторов, так как выхода не было, ради Нового года люди не жалели своих средств и совершали звонки по сотовым телефонам.
Так вот, в ситуации когда большая часть народа не может и скорее всего не хочет получать выходы на мобильных операторов по таким кусающимся тарифам, вдруг звучит информация зам. министра… о резком снижении.
Окошки «Точиктелекома» стали штурмовать еще больше (не владею информацией, но уверен ТТК подтвердит, что после 7 января число желающих подключиться к услуге вновь стало больше), что является естественной реакцией абонентов.
Однако они жестоко ошиблись, точнее выражаясь уличным сленгом «лоханулись», и теперь тем, кто еще не понял, что произошло и продолжающим названивать, остается только посмотреть на счета за январь.
Хотел бы я взглянуть на их лица в такой момент.
Во всем мире, в бизнесе есть такое понятие инсайдерская информация. Это очень серьезная вещь, вызывающая обеспокоенность регулирующих органов многих стран. За такие «шутки» на Западе штрафуют и сажают в тюрьмы.
Речь идет о способе ведения бизнеса, когда в качестве основного фактора подталкивающего тот или иной процесс, выступает скрытая, порой засекреченная информация («инсайд» в пер. с англ. – «изнутри»).
Хотя понятие инсайдерской информации в основном используется на финансовых рынках при операциях с ценными бумагами, мировая практика имеет множество примеров, когда слив, известной лишь определенным кругам, важной информации влиял бы на отдельные отрасли, рынки или целые экономики.
В качестве примера, можно привести заявления президента Буша о возможных ударах по Ирану, что автоматически приводит к росту цен на мировых котировках, или «утечка информации» скажем из компании «Боинг» о возможных сокращениях персонала, что может привести к падению котировок ее акций.
Даже в той же России в настоящее время разрабатывается законопроект «Об инсайдерской информации и манипулировании рынком», который очень четко фиксирует такие моменты и предупреждает их проявление.
Инсайдеры, пусть и косвенным образом, предоставляют рынку важную информацию, которая повлияла бы на решения инвесторов (потребителей, абонентов и т.п.), если бы они ей обладали.
В нашем случае, вполне на роль инсайдера тянет– А. Ашур, который публично озвучив принятие постановления №1 и снижение цен на связь практически до прежнего уровня, (что на деле не произошло) оказал, таким образом, мощнейшее воздействие на рынок.
Как результат люди активнее восстанавливают выход на сотовых операторов, те, кто уже имеют выход, резко расширяют число звонков, так как уже «вновь по-старому».
К концу января мы будем видеть более здоровую по сравнению с первым месяцем введения CPP финансовую картину для ОАО «Точиктелеком», что даст мощные аргументы сторонникам CPP и поддержавшим их ведомствам в пользу этой системы.
Это также позволяет всем госведомствам лоббировавшим и поддерживавшим антинародный принцип CPP реабилитироваться в глазах вышестоящих чинов в правительстве и доказать ошибочность его оппонентов.
Так ли это или нет, нужно спросить самого Ашура, который в интервью главному редактору газеты «Азия-плюс» громко заявил, что не лоббирует какие-либо структуры, а представляет исключительно интересы народа.
Очевидно, что если г-н Ашур реально стоит на страже интересов народа, а не лоббировал и не лоббирует интересы мобильных операторов, то должен немедленно поднять на заседании правительства вопрос о введении пониженных тарифов, и принять меры антимонопольного характера в отношении операторов, игра которых приводит к убыткам абонентов.
В противном случае наблюдаемый сейчас нами принцип — «заявить и отойти в сторону», а также все, что до сих пор делалось со стороны МЭРТ при его непосредственном участии – никак иначе как лоббированием интересов определенных групп, не назовешь.
Принимая во внимание появившуюся информацию о возможном назначении А. Ашура на должность министра экономразвития и торговли, в случае назначения Г. Бобозода на пост премьер-министра, нам видится, что руководство страны, прежде чем делать окончательные выводы, должно обратить внимание на очередной заваренный кавардак в отрасли связи, не без участия руководства МЭРТ.
Самое обидное, что мы теперь вынуждены выслушивать по несколько звонков в день от различных читателей, которые прямо обвиняют нас в том, что мы в своей газете опубликовали слова Ашура о снижении цен до 4 дирам, но на практике оказалось не так и они несут убытки.
Комментируя эту ситуацию, в интервью «Авесте» независимый политолог Рустам Самиев заявил, что «происходящее вокруг CPP — реальный симптом кризиса госуправления, когда сразу несколько подразделений правительства ведут несогласованные действия».
«Нарушение координации внутри правительства может быть связано с ожидающимися в конце января кадровыми перестановками, когда уже никто не обращает внимание на текущие проблемы, и сосредоточены только на одном вопросе – быть или не быть в Правительстве-2008 года», — заключил он.
Один министр лоббировал Единый коммутационный центр, другие — приказ 4 «А», третий его отменяет и дарит нам CPP, потом отменяет CPP и дарит бездействующий приказ №1. Прекратятся ли когда-нибудь игры в отрасли связи?
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Ответ оператора на звонок в Таджикистан: «Аппарат абонента выключен из-за ограничения электроэнергии. Попробуйте позвонить весной»…