Созданный 6 июля 1992 года Совет командующих пограничными войсками СНГ обеспечивает координацию межгосударственного сотрудничества в сфере охраны границ. Таджикские границы отличаются своей протяжённостью. На западе и севере РТ полностью граничит с Узбекистаном и Кыргызстаном. Половина её границ на юге и востоке приходится на Афганистан (по разным источникам от 1030 до 1400 км) и Китай (430 км).
Приграничные таджикско-узбекские проблемы — отдельная тема межсоседских отношений. Узбекской стороной в одностороннем порядке был введён запрет на пересечение границы, как техническими средствами, так и в пешем порядке. Узбекистан был инициатором введения въездных виз. В августе 2000 года, после того, как РУ в одностороннем порядке ввела визовый режим для граждан Таджикистана, она заминировала большую часть приграничных с РТ территорий.
Неоднократное обращение таджикской стороны к узбекским коллегам по вопросу о нормализации пересечения границы жителями соседних приграничных районов, остаётся без внимания. В последние годы узбекские власти предпринимали систематические попытки полностью закрыть свои границы от соседей. Кроме того, узбекскими СМИ регулярно ведутся виртуальные информационные приграничные бои, нарушителями в которых бездоказательно являются таджикские граждане и пограничники, якобы, то и дело совершающие правонарушения на границе.
Узбекская сторона умышленно умалчивает о реальных потерях таджикской стороны на «братской» границе в результате подрывов на противопехотных минах и отстрелов мирных таджикских граждан на приграничных или спорных территориях. Последняя опубликованная провокационная история из приграничной жизни выглядит смехотворной и неправдоподобной.
Она повествует о покушении на женскую честь узбекской гражданки таджикским пограничником на пропускном пун кте «Дусти». Страж пограничного порядка, якобы, в разгар рабочего дня, на глазах и в присутствии большого количества народа пытался совершить против узбекской дамы насильственные действия.
Таджикско-афганская граница — более протяжённая (самая точная заявленная её длина — 1334 километров), с большим набором приграничных проблем и эпицентром нестабильности — Афганистаном. Российские пограничники ушли с таджикско-афганской границы в 2005 году, когда была достигнута договоренность о выводе из Таджикистана погранвойск РФ. После их ухода с приграничных рубежей РТ доказала, что сама в состоянии защитить свои границы. Возвращение российских пограничников в Таджикистан, их физическое присутствие на границе — уже вряд ли возможно. Это не нужно ни Таджикистану, ни самой России.
Хотя, вероятность возвращения российских пограничников не исключил директор Федеральной службы по контролю за наркотиками РФ Виктор Иванов, который заявил, что «такая возможность существует и обсуждается, но не в активной фазе переговоров+ возвращение российских пограничников в Таджикистан возможно только в случае доброй воли обеих сторон». По мнению Иванова, Россия заинтересована «в борьбе с контрабандой наркотиков на дальних подступах к своей границе». Многие российские эксперты придерживаются такого же мнения. Но есть некоторые сомнения: «Кто же сюда теперь Россию пустит, как бы она не стремилась». В России есть силы, выступающие за прямое возвращение российских пограничников, есть и те, кто считает нужным укреплять таджикскую границу совместными усилиями.
Вопрос о возвращении российских пограничников в Таджикистан является одной из постоянных тем переговоров между Душанбе и Москвой. По словам главы Федеральной службы безопасности России А.Бортникова, ситуация на границе между Таджикистаном и Афганистаном остается сложной, и этот вопрос всегда актуален. «Мы, в силу своей компетенции и возможностей отслеживаем ситуацию в афганско-пакистанской зоне и на таджикско-афганской границе, используя партнерские каналы», — сказал он.
Российский востоковед, специалист по ЦА А.Князев, отвечая на вопрос о районе Пянджа, как о барометре политической погоды в Центральной Азии и об отказе России от стремления присутствовать здесь, ответил: «Важнее — сокращение контрабанды наркотиков, это самое главное. Можно подумать о формах пограничного контроля в формате ОДКБ. Понятно, что Россия доминирует в этой организации и будет основной компонентой любых, такого рода, структур. У России есть огромный интерес к Таджикистану и он находится, прежде всего, в сфере региональной безопасности и на циональной безопасности самой России. Это афганская проблема в целом, это вопросы наркотрафика, религиозного экстремизма».
Таджикский независимый эксперт С.Муллоджанов, наоборот, считает, что «в бытность СССР нас все время запугивали, говоря об опасности, которая исходит с той стороны реки Пяндж, то есть из Афганистана. В конце 70-х годов СССР вторгся в Афганистан, началась война. В последние 10 лет, мы наблюдаем налаживание хорошего сотрудничества с соседним Афганистаном практически во всех отраслях».
Диаметрально противоположного мнения придерживается опытный профессионал-практик, пограничник А.Бортников, который отмечает, что все страны СНГ имеют общие вызовы и угрозы, прежде всего, исходящие из района афганско-пакистанской границы. «Эти страны — инкубатор терроризма и экстремизма, откуда они расползаются в другие страны».
На последней встрече Президент Таджикистана Э.Рахмон и российский премьер-министр В.Путин обозначили проблемы двусторонних отношений. Речь шла об оказании Россией технической поддержки таджикским пограничным войскам. Таджикистан в последние дни не раз заявлял устами, как военных, так и политологов, что способен самостоятельно охранять свои рубежи.
«Это решение суверенной державы, если она желает охранять границу своими силами. Мы готовы оказать любую помощь, которая потребуется Таджикистану», — отметил в Душанбе директор департамента стран СНГ МИД России М.Пешков. Дипломат заявил, что сейчас Россия оказывает таджикским пограничникам консультативную помощь. Вот уже пять лет в Таджикистане трудится оперативная группа, в штате которой около 200 советников. «Сейчас по линии погранслужб создана совместная таджикско-российская рабочая группа. Будут обсуждаться вопросы о том, как дальше нам сотрудничать в этой области. Мы готовы пойти на любое содействие и любую форму сотрудничества», — заявил М. Пешков. 9 декабря с.г. этот дипломат, принимавший участие в работе международной конференции «Таджикистан и Россия-2010», повторил свою мысль о возвращении российских пограничников на таджикско-афганскую границу. Между тем, как особо подчеркнул он, эта тема еще на стадии рассмотрения. «Если таджикская сторона предложит нам защиту своих рубежей, то у нас нет причин отказать им в этом. С учетом ситуации в Афганистане и растущей угрозы терроризма, Россия готова вернуться на таджикско-афганскую границу», — заявил представитель российского внешнеполитического ведомства.
Кому более выгодно присутствие российских военных в Таджикистане? Директор Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан, доктор политических наук С.Шарипов, считает: » В Афганистане сегодня для Таджикистана и для России — много общих проблем. Кроме того, Таджикистан для России является транзитной страной в Афганистан, и стабильность в Центральной Азии должна быть надежно защищена. Поэтому, мы с нашими российскими партнерами должны подумать об укреплении материально-технического состояния таджикских вооруженных сил.
Вооруженные силы и силовые структуры России и Таджикистана — дружественные, и Таджикистан является реальным военным партнером России». Речь идёт о взаимном интересе, обоюдной выгоде, «разумном эгоизме». России выгодно иметь такого давнего союзника и надёжный буфер на подступах к своим южным границам. Ситуация обострилась после заявления США о выводе американских войск из Афганистана в ближайшие годы. Однако, по мнению эксперта, проблема не актуальна: «Таджикистан доказал на протяжении этих лет, что он способен самостоятельно защищать свои границы и самостоятельно обеспечить определенный уровень безопасности региона в целом. Конечно, это не означает, что мы должны отказываться от военно-политического сотрудничества с Россией в целом. Но границы должны защищать собственные пограничники». Эксперт считает, что они справляются не хуже российских, а по некоторым показателям даже лучше.
Более категоричной является точка зрения на эту проблему С. Муллоджонова, который однозначно отметил, что «в возвращении российских пограничников нет необходимости». По его словам, возвращение российских пограничников может усугубить ситуацию не только в Таджикистане, но и в Центральной Азии, поскольку регион за последние 10 лет стал ареной столкновения интересов между основными мировыми игроками. За последние 5 лет, с того времени, когда таджикско-афганская граница перешла под контроль таджикских пограничников, ничего серьезного, ставящего под сомнение надежность охраны границы своими силами, по мнению С.Муллоджанова, не произошло.
Эксперт считает, «время показало, что граница хорошо охраняется, несмотря на то, что передвижение через неё стало больше, после реализации транспортно-коммуникационных проектов». Главным препятствием для возвращения российских пограничников на таджикско-афганскую границу С.Муллоджанов называет то, что могут оказаться под сомнением многие достижения Таджикистана, «особенно наша независимость в глазах соседей и мирового сообщества». Он призывает таджикское правительство в обсуждении охраны собственной границы вести очень продуманную и тонкую политику. Таджикистан реально может далее укреплять свои рубежи, увеличивая объемы финансирования и улучшая техническую оснащенность пограничных застав.
С такой точкой зрения солидарен независимый эксперт по политическим и международным вопросам Р.Ульмасов, который считает возвращение российских пограничников в Таджикистан в прежнем формате — физического присутствия на границе — невозможным. «Это не нужно ни Таджикистану, ни самой России. Кроме того, возвращение российских пограничников не поймут и не примут афганцы. И не стоит опасаться прорыва «Талибан» на территорию Таджикистана. Об этом говорят последние несколько лет, мы не являемся объектом интересов талибов. У них совершенно другие цели, которые не связаны с нашей маленькой страной», — утверждает эксперт.
Менее категоричен в своих оценках ситуации А.Мамадазимов. Он также выступил против возвращения российских пограничников, хотя не исключает эту возможность.
Бывший кадровый военный А.Юлдашев, знающий эту проблему на практике, считает, что сегодня наша страна сама в силах защитить свои рубежи, только нам нужна дружеская поддержка, помощь в подготовке пограничников, поставках вооружения и техники.
Как видим, разброс мнений по этому вопросу очень широк: от полного неприятия попытки и возможности возвращения на таджикско-афганскую границу российских пограничников, до предложений искать взаимовыгодные российско-таджикские компромиссы.
Тем временем, таджикские пограничники, при поддержке бюро ОБСЕ в Душанбе, улучшают навыки по патрулированию границы на курсах повышения квалификации для должностных лиц, задействованных в эффективном патрулировании таджикской границы. Занятия способствовали оттачиванию навыков его участников в анализе информации, поступающей от пограничных патрулей. Представители Управления погранвойск ГКНБ РТ прошли подготовку в таких областях, как программирование и управление патрулированием, руководство патрулированием, аналитические курсы по патрулированию, полевая медицина и зимнее патрулирование. Выпускникам курсов предстоит работать в специальных мобильных группах, которые будут развернуты в будущем вдоль таджикско-афганской границы. Этот курс направлен на обеспечение пограничных войск необ ходимыми навыками и знаниями, что помогает укреплению потенциала таджикских пограничных войск для выявления и противодействия незаконному перемещению через таджикско-афганскую границу с помощью использования усовершенствованных методов наблюдения. Этот проект открывает дорогу для введения новой концепции «зеленого патрулирования границы», предусмотренной в недавно принятой Национальной стратегии по охране границы РТ. Всё связанное с проектом техническое оборудование и имущество было передано Управлению погранвойск ГКНБ РТ.
Пока эксперты-аналитики обмениваются мнениями и прогнозами, таджикские пограничники, в ожидании окончательных решений по российско-таджикскому пограничному сотрудничеству, несмотря на заверения С.Муллоджанова и Р.Ульмасова о благих намерениях афганских соседей, на деле повышают своё военное мастерство и оттачивают практические навыки.
Лейтенант Андрей Пулатов, военнослужащий-пограничниик ГУПВ ГКНБ РТ
[email protected]